Найти в Дзене
BigPIKCHA.ru

Дотронуться до мира

Заведующий лабораторией картографии Института географии РАН Андрей Медведев рассказывает, что такое тактильные карты и кому они нужны.

Все началось лет десять назад. Я тогда защитил диссертацию по мультимедийной картографии. Это такие карты и атласы, где помимо традиционного картографического материала дается еще и дополнительная информация — анимации, видео, интерактивные функции, графики, иллюстрации и звуковое сопровождение. Звуковые карты в мультимедийных приложениях представлены в виде ассоциативных звуков, например шума леса, пения птиц, либо дикторской озвучки информации, представленной на карте. После защиты диссертации я еще несколько лет занимался звуковыми картами. Но в какой-то момент задался вопросом: а кому они, собственно, нужны? Для обычных пользователей это избыточная информация. Соответственно, надо было найти аудиторию, у которой такие карты будут востребованы.
-2
Так в 2011 году Андрей оказался в Петербурге на конференции в библиотеке для слепых и слабовидящих, а потом начал демонстрировать мультимедийные карты в различных специализированных учреждениях: коррекционных школах, реабилитационных центрах для людей с нарушениями зрения.

На этапе тестирования мы поняли, что если это просто звуковая карта, то слепой или слабовидящий человек на ней теряется, не понимает, где юг, где север, где вообще границы карты. Для слепых людей это просто какой-то набор звуков. Так появилась задача создать тактильно-звуковые карты.
-3

С 2011 года Андрей стал с нуля изучать литературу по тактильной графике, тифлопедагогике и тактильной картографии. Уже через год он закупил специальное оборудование, стал делать тактильные карты и тестировать их. В 2015 году сотрудники лаборатории под руководством Андрея выпустили тактильный атлас Москвы, с помощью которого люди с ограниченными возможностями по зрению могут узнать о природе, экологии, населении столицы.


Мы тогда получили грант от Русского географического общества на печать атласов. Потом про наш атлас стали писать в СМИ. И через какое-то время на нас вышел фонд «Искусство, наука и спорт».
Фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд», которая оказывает комплексную помощь незрячим и слабовидящим, выделил лаборатории картографии деньги на новое оборудование и расходные материалы для создания карт, которые никогда бы не смогла приобрести научная организация. Было решено делать тематические тифлокарты для специализированных учреждений России — школ и колледжей.
-4

Сейчас в России насчитывается несколько десятков коррекционных школ для слепых и слабовидящих детей. Конечно, подход к образованию таких детей особый, нужны специальные учебники по Брайлю (шрифт для незрячих) и методические пособия. И если с учебниками почти везде дела обстоят нормально и материала на всех хватает, то с пособиями ситуация намного хуже. В большинстве учебных заведений тактильных карт по географии, с которыми могут работать ученики, нет вовсе, а если и есть, то это общегеографические карты. Производством тематических карт для слепых и слабовидящих у нас в стране практически никто не занимается.

-5


Казалось бы, как можно обойтись без карт на уроках географии? Без них же вообще невозможно изучить пространство. В образовательном плане значится, что ученик школы должен изучать географию. И если нет тактильных карт, то учитель просто начитывает материал из учебника. То есть слепые дети должны воспринимать пространство на слух. Но ведь его невозможно описать. Как объяснить ребенку, что Россия — самая большая страна? Это ведь нужно показывать в сравнении, на карте, в противном случае все это просто останется пустыми словами. В каких-то школах тактильные карты есть, но чаще всего в единичных экземплярах, поэтому постоянно по ним работать ученики не могут.
Так лаборатория картографии перешла от атласа Москвы, который, по сути, интересен только москвичам, к тактильным картам и тифлокартам России, которые нужны в каждой школе для слепых и слабовидящих по всей стране.
-6

Причем все такие карты делаются с нуля, никаких шаблонов не существует в принципе. Тематических тактильных карт России нет, а просто перевести обычную карту в тактильную нельзя. Дело в том, что карты для слепых и слабовидящих людей должны быть простые и разгруженные. Люди с нарушениями зрения по-другому воспринимают информацию, у них есть ограничения восприятия. При работе с картой они могут запомнить только от четырех до шести так называемых тактильных переменных. А традиционные карты очень насыщены информацией. Там может быть сразу много элементов: и речная сеть, и рельеф, и города. И если это все перенести напрямую на тактильную карту, то она просто будет нечитаема для слепых людей. Поэтому перед картографом стоит задача максимально разгрузить карту и сделать отдельные карты речной сети, городов, дорожной сети, природных зон, климатических поясов. Для обычного человека карта может показаться слишком простой, но для незрячего она будет максимально понятной.

-7

Тифлокарты, то есть карты, на которых есть и цвет, и тактильные переменные, — разноцветные, яркие, приятные на ощупь. Их изготавливают с помощью специальной микрокапсульной бумаги. В специализированных геоинформационных программах и графических редакторах составляют и оформляют карту, затем на лазерном принтере карту печатают на особой бумаге, после чего лист пропускают через специальное оборудование и под действием температуры капсулы внутри бумаги лопаются, за счет чего карта становится рельефной.

-8

Такой способ производства хорош тем, что он быстрый. Но, к сожалению, этот процесс затратный — микрокапсульная бумага стоит дорого. Да и карты получаются недолговечными: если с ними постоянно работать, прослужат они года полтора. Поэтому в учреждения для людей с нарушениями зрения нужно постоянно предоставлять новые карты.

За время сотрудничества фонд «Искусство, наука и спорт» закупил для лаборатории картографии установку для термоформирования, 3D-печати и фрезерно-гравировальный станок.


Все эти три установки будут работать в связке. Мы будем делать матрицы, а потом на установке для термоформирования изготавливать карты из пластика. Они долговечнее, производятся быстрее и большими тиражами. Себестоимость производства тактильных карт упадет в десятки раз. То есть мы сможем не 20-30 карт делать, а тысячи, и обеспечить не пять школ, а все специализированные учреждения страны.

-9

С некоторыми школами у лаборатории картографии уже сложилось сотрудничество, и Андрей делает новые карты по их просьбе. В Мещовскую школу-интернат для детей с нарушением зрения он приезжает второй раз. В прошлом году Андрей привез им 10 разных карт общим тиражом 50 экземпляров, учителя берегли их, редко раздавали ученикам. В этот раз он привез уже 26 видов карт по пять экземпляров каждой, фактически более 100 карт, так что теперь каждый ученик сможет работать на уроке со своей картой. Также по просьбе детей Андрей изготовил и привез тактильный план города Мещовска, который просили ученики в прошлом году. Ребята сразу расхватали карты и стали с интересом их изучать, бурно обсуждать и искать на плане свою школу.

-10

Саша, ученик 11-го класса, рассказал, что на обычной карте очень плохо видит названия городов, обозначения, границы. Раньше он учился в обычной общеобразовательной школе и уроки географии ему давались тяжело. Одноклассники ему, конечно, помогали, но этого было мало, поэтому, по словам Саши, он особо и не учился. В школе-интернате он теперь работает с тифлокартами и наконец разбирается в географии.

Учительница дает мне тактильную карту, я ее изучаю, запоминаю примерно, где и что находится. Потом учительница просит найти, например, какой-нибудь город. Я приблизительно знаю, в какой он части карты, смотрю руками в этой местности и по первым буквам нахожу этот город.
-11

Помимо географических карт, Андрей привез в школу еще и пособия по анатомии, которые он изготавливал по просьбе медицинского колледжа для слепых и слабовидящих. Ребятам они понадобятся на уроках биологии.


Последние пять лет мы очень тесно сотрудничаем с Кисловодским медицинским колледжем, где ребят с нарушениями зрения учат на массажистов и санитаров. Так как колледж медицинский, им необходимы тактильные пособия по анатомии. В колледже есть манекен и несколько пособий, но группа студентов одновременно с ними работать не может. А когда речь педагога оторвана от тактильных восприятий, качество усвоения информации снижается. В прошлом году студенты попросили сделать им пособия по анатомии, мы их изготовили и решили еще и в школы передать для уроков биологии.
-12

Пособия по биологии вызвали настоящий фурор в классе. Ребята расхватали тактильные изображения скелета человека и начали их с интересом рассматривать и щупать. Ну а учителя как могли пытались обратить внимание детей на изображение мозга, «как основного органа человека», но скелет ребятам понравился больше.

-13

Андрей говорит, что получает удовольствие от того, что работа его лаборатории кому-то нужна.

-14

Я рад, что это не просто наше исследование, работа в стол. Результат нашего труда кому-то нужен, его используют, он закрывает дырку в методическом обеспечении — теперь в этих школах есть материал, по которому дети могут учиться.

Текст, верстка: Мария Фомичева

Фото: Мария Плотникова

Понравилось? Подписывайтесь на канал БигПикчи в Яндекс Дзен!