«Сонет - мгновенью памятник: спасён
Душою от забвения и тлена
Умерший час. Высокая арена
Проклятий и молитв, пусть будет он»
(Данте Габриэль Россетти)
Прерафаэлиты – направление в английской поэзии и живописи, образовавшееся в начале 1850-х годов под эгидой бунта против академических традиций, чопорных условностей викторианской эпохи и слепого подражания классическим образцам.
Начало прерафаэлизму положило «Братство прерафаэлитов», объединившихся на базе общего увлечения Средневековьем и вдохновения искусством Раннего Возрождения. Так называемое «братство» состояло из семи «братьев»: Джона Эверетта Милле, Холмана Ханта, Майкла Россетти, Томаса Вулнера, Фредерика Стивенса, Джеймса Коллинсона и самого видного представителя «нового бунтарского искусства» Данте Габриэля Россетти. Название же «прерафаэлиты» обозначало духовное родство «братьев» с флорентийскими мастерами эпохи раннего Возрождения, предшествующими Рафаэлю Санти и Микеланджело Буонарроти: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. «Прерафаэлиты» – значит «до Рафаэля».
Прерафаэлиты развили новый идеал средневековой красоты: женственный, спокойный, утонченный. Именно этот тип внешности позже развили в своих работах художники-модернисты. Но сейчас не о живописи. Поэзия прерафаэлитов соответствует образам, которые они создавали на своих полотнах. Их стихам присущи такие свойства, как мечтательность, религиозность и эстетизм. Поэзия прерафаэлитской школы настолько превозносила красоту, что даже любовь обличали лишь ее производной.
Поэтов-прерафаэлитов в истинном значении этого слова было трое — Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Джорджина Россетти и Уильям Моррис. Однако прерафаэлитская школа оказала существенное влияние на поэзию декадентов, а особенно – Оскара Уайльда, Уильяма Йейтса и Эрнста Доусона.
А теперь, отойдя от прелюдий, предлагаем вам окунуться в неповторимо своеобразную поэзию прерафаэлитов.