Найти тему
Черно-белое море

Трагедия АПЛ К-314.

Закрытие гештальтов. Пролог аварии. 

Ровно тридцать три года назад в конце декабря 1985-го года подводная лодка К-314 вернулась на свою базу в бухте Павловского после десяти месяцев службы в Индийском океане. Это был последний самостоятельный переход лодки по морю. Именно в бухте Павловского на «нулевом» пирсе К-314 в дальнейшем стояла до утилизации в 2011-ом году. Сегодня трехотсечный блок К-314 с реакторным отсеком находится в специальном укрытии в Приморском крае. Причиной короткого - всего тринадцать лет - периода эксплуатации АПЛ второго поколения К-314, построенной в 1972-ом году по проекту 671В, стала авария атомного реактора левого борта, случившаяся всего за четыре месяца до Чернобыля.

Согласно полуофициальным данным на лодке К-314, как раз накануне нового 1986-го года, произошла неконтролируемая утечка воды из первого контура реактора, которая привела к перегреву ТВЭЛОВ и их разрушению. А по неофициальным - благодаря самоотверженным действием капитана третьего ранга Дуплоноженко А.Е. был предупрежден тепловой взрыв атомного реактора К-314, способного устроить небольшой Чернобыль в Приморском крае с соответствующими последствиями.

Предположительно АПЛ К-314 и К-178 в Вилючинске.
Предположительно АПЛ К-314 и К-178 в Вилючинске.

Прежде чем перейти к аварии, стоит сказать несколько слов об АПЛ проекта 671В.

Главным отличием этих лодок от других, более старых безлитерных атомоходов проекта 671, являлось их вооружение. Помимо стандартного минно-торпедного на К-314 был установлен ракетный комплекс "Вьюга" с возможностью работы по подводным и надводным целям на дистанции до пятидесяти километров. Причем старт твердотопливных ракет с ядерной боеголовкой происходил через стандартные 533мм торпедные аппараты. Всего по проекту 671В было построено в Ленинграде три корпуса: К-314, К-454 и К-469. Все эти три подводные лодки после испытаний и приема Флотом служили на КТОФ, базируясь сперва на Камчатке и действуя у западного побережья США, а после передислокации в бухту Павловского всего в пятидесяти километрах от Владивостока их можно было встретить как в Охотском так и в Красном морях.

Интенсивная эксплуатация АПЛ проекта 671В на КТОФ в конце семидесятых и первой половине восьмидесятых годов, продиктованная отчасти удачной конструкцией атомоходов и ограниченным парком подобного современного вооружения у Советского ВМФ на Тихом и Индийском океанах, привела к тому, что К-314 за свою непродолжительную карьеру успела сходить в несколько автономок и умудрилась в 1984-ом году протаранить американский авианосец Китти Хоук. Таран для обоих участников закончился серьезными последствиями в виде заводских ремонтов.

Собственно, об аварии.

Существует две версии ее начала.

Почему две? Потому что у многих причастных лиц почти мгновенно образовались серьезные "проблемы с памятью", невзирая на небольшой промежуток времени прошедший после аварии и разгул «гласности», вызванный распадом Советского Союза и расползанием по национальным квартирам причастных. Причем складывается впечатление, что об этой аварии "свободно" говорят лишь те, кто ни в ее создании, ни в устранении ее последствий не участвовал.

АПЛ К-314 на "нулевом" пирсе в бухте Павловского.
АПЛ К-314 на "нулевом" пирсе в бухте Павловского.

"Прошло уже очень много лет. Восстановить правду НЕВОЗМОЖНО." Капитан первого ранга Евсеев А.М, командовал К-314, когда протаранила авианосец Китти Хоук.

Первая из версий аварии и, надо признать, самая маргинальная гласит, что проблемы с ядерной установкой на К-314 возникли чуть ли не в самом начале боевой службы, когда лодка только направлялась в Индийский океан. Тут сразу вспоминается рассказ все того же капитана первого ранга Евсеева, командира К-314, которого, по его словам, неожиданно сорвали с плановой подготовки к продолжительной автономке в теплых морях и послали следить за Китти Хоук у берегов Кореи и Японии в 1984 году.

В любом случае хочется верить, что при принятии решения о продолжении похода 1985-го года в Красное море исходили из некой действительно важной стратегической необходимости, а не потому, что кто-то не получит в срок новую звездочку на погонах, если К-314 в очередной раз окажется в ремонте, вернувшись с полпути домой.

Предположительно АПЛ К-314 после столкновения с авианосцем Китти Хоук.
Предположительно АПЛ К-314 после столкновения с авианосцем Китти Хоук.

Так вот, согласно первой версии спецтрюмными в начале перехода в Красное море была собрана некая временная схема, купировавшая течь из арматуры первого контура. Временная схема просуществовала практически до возвращения К-314 к родному пирсу в бухте Павловского. Причем никакого повышения радиоактивного фона внутри прочного корпуса лодки замечено химиками не было. Уже при подходе к Базе на борту К-314 было принято решение отключить временную схему и попытаться собрать арматуру согласно штатной схеме. Мол, прибыв на Базу, мы отрапортуем, что готовы выполнить любой приказ Партии и Правительства. Именно в момент проведения ремонтных работ проявляется злополучный закисший "34-ый" клапан, через который затем происходит утечка воды из первого контура. Спецтрюмным в результате не удается ни восстановить временную схему, ни закрыть "34-ый" клапан. В дальнейшем происходит катастрофическое развитие ситуации с разрушением активной зоны одного из реакторов и радиоактивным заражением отсеков.

Согласно второй версии у К-314 боевая служба в теплых морях проходила без особых проблем.

"Всего лишь гоняли американцев, изображая целую дивизию советских атомоходов." Из рассказа капитан-лейтенанта Прядко. В 1987-89гг Помощника командира "89-го" экипажа, выходившего в море на К-469 - систершипе К-314.
"Всего лишь гоняли американцев, изображая целую дивизию советских атомоходов." Из рассказа капитан-лейтенанта Прядко. В 1987-89гг Помощника командира "89-го" экипажа, выходившего в море на К-469 - систершипе К-314.

На обратном пути, когда за спиной у подводников было уже девять месяцев морей, в высших сферах командования Советским ВМФ принимается решение задействовать К-314 в неких испытаниях на скорость и маневренность в Южно-Китайском море. Во время небольшого перекура у пирса во Вьетнамской Камрани с целью приклеить резину, оторванную с легкого корпуса лодки на испытаниях, обнаруживается течь первого контура.

Цитата: "Течь I контура на отключаемом участке ППУ ЛБ около 10 л/час. После отключения блока очистки и расхолаживания течь прекратилась."

Получив разрешение сверху, командование лодкой возвращает ее в бухту Павловского. Дальше события развиваются как и в первом варианте. Только теперь командир БЧ-5, комлив-1, спецтрюмные и пульт ГЭУ принимают на первый взгляд ничем немотивированное решение попытаться установить место и причину течи, изменяя параметры работы реактора левого борта. В результате этого решения возникает неожиданный "34-ый" клапан, через который происходит утечка воды из первого контура, приводящая вскоре к выходу из строя реактора левого борта.

В качестве промежуточного итога.

Камрань во Вьетнаме и Владивосток разделяют почти пять тысяч километров моря. Подводная лодка это расстояние способна преодолеть примерно за 12 суток на скорости 10 узлов. 12 суток в подводном положении с отключенным блоком очистки. Без ухудшения радиационной обстановки на борту. Как нечто само собой разумеющееся. А нет ли в этом, можно сказать, рядовом переходе подтверждения обоснованности первой версии, говорящей о возникновении проблем в реакторном отсеке сразу после выхода из бухты Павловского? То есть, конструкция реактора и управление им явно позволяло без угрозы здоровью личного состава экипажа К-314 обходиться в море без «блока очистки и расхолаживания». Даже иногда открывая и закрывая «34-ый» клапан. Или перемонтировав арматуру «блока очистки и расхолаживания» нештатным образом.

Нулевой пирс в бухте Павловского. К-431 и К-314.
Нулевой пирс в бухте Павловского. К-431 и К-314.

Возможно, тут стоило бы рассмотреть устройство и назначение «блока очистки и расхолаживания», затем отскочить к тому, как на АПЛ решался "кейс" утилизации жидких и газообразных радиоактивных отходов, образующихся во время работы реактора в море. Но, думаю, достаточно подчеркнуть слово «очистка» применительно к первому контуру атомного реактора.

Конец "Пролога".

PS. Возможно, в бывших казармах 26-ой дивизии, если до сих пор их не снесли или из них не вытащили весь металл, еще сохранились ТЭНы, демонтированные с К-314 в 1988-мом году и затем применявшиеся для подогрева воды в душе кубрика «89-ого» экипажа.

Первый акт аварии на АПЛ К-314 >>>