Английский художник Уильям Этти не добился широкой известности, хотя самая знаменитая из его работ — «Мусидора: купальщица, встревоженная ласковым ветерком» — несомненно, оказала большое влияние на живопись середины XIX века.
Уильям Этти родился в 1787 в многодетной семье английского мельника, однако не пошел по стопам отца. Он с детства увлекался рисунком, и когда подвернулась удобная возможность, устроился учеником в местную типографию. Едва Уильяму исполнилось восемнадцать, он перебрался в Лондон с твердым намерением стать великим живописцем.
Этти учился мастерству у Томаса Лоуреса, а его кумирами стали Рубенс и Тициан. В этот период молодой художник написал множество работ в венецианском стиле, однако почти все они не вызывали особенного интереса публики и были отвергнуты Королевской академией художеств.
Впрочем, упорный труд и настойчивость принесли свои плоды. Полотно «Прибытие Клеопатры в Киликию», написанное в 1821 году, было выставлено в галерее Королевской академии, благосклонно встречено зрителями и заслужило волну восторженных отзывов.
В дальнейшем, стремясь закрепить свой успех, Уильям Этти пишет еще целый ряд довольно откровенных картин на литературные и мифологические сюжеты. По мнению художественных критиков того периода, особенно правдоподобно мастер передавал оттенки и игру светотени кожи героев полотен.
Работать в выбранном направлении художнику удавалось с большим трудом. С 1787 года в Англии действовал королевский указ, призванный препятствовать распространению порока, а, следовательно, запрещающий выставку и продажу откровенных живописных полотен. Даже несмотря на то, что сюжеты картин Этти были, в целом, нравоучительны и поэтичны, критики ополчились на живописца.
Однако, несмотря на давление общества, в 1844 году Уильям Этти написал картину «Мусидора». В основу сюжета полотна легла классическая поэма английского драматурга Джеймса Томсона «Времена года», а точнее — отрывок из главы «Лето».
Герой стихотворения молодой Деймон сидел в раздумьях у реки, когда на противоположный берег вдруг пришла купаться прекрасная Мусидора. Девушка не заметила подглядывающего и вошла в прохладные воды. А юношу терзали нравственные сомнения — остаться, наслаждаясь зрелищем, или поступить порядочно и скромно уйти. Деймон, оказался джентльменом — он покинул берег реки.
Этти написал это полотно пока гостил в имении своего друга Исаака Спенсера. Почерк художника обычно отличался ярким колоритом в небесных тонах, однако для «Мусидоры», поддавшись влиянию английского пейзажа, мастер выбрал более сдержанные краски и не прогадал. Работа вышла весьма удачной. Она, пожалуй, стала лучшей в творчестве Уильяма Этти.
Живописец весьма умело выбрал ракурс и композицию картины: у зрителя создавалось ощущение непосредственного участия в событиях, разворачивающихся на полотне. Все, кто видел работу Этти, невольно представляли себя на месте робкого Деймона и любовались красавицей Мусидорой.
Сохранилось четыре версии картины «Мусидора», и все они подписаны автором. Три из них отличаются только лишь цветовой гаммой и незначительными нюансами, а четвертая значительно уступает по прорисовке деталей и, по мнению экспертов, все же является студенческой копией знаменитого полотна.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
Вам будет интересно:
Фирс Журавлев: живой реализм русского художника
Алина Шариго: муза и жена Ренуара