Найти тему
Древности нашей ойкумены

Демонически красивый кратер из Вульчи: этрусские демоны на сосуде для вина

Этот краснофигурный кратер - сосуд для смешивания вина и воды. Он происходит из этрусского города Вульчи и был сделан в 350-340 годах до н.э. Сейчас кратер находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Кратер из Вульчи
Кратер из Вульчи

На греческих сосудах такого назначения - ведь вино обычно смешивали на пирушках или званых ужинах - часто изображали что-то свойственное празднику. А на этом - очень печальная сцена из греческой мифологии.

В центре картины - прощающиеся царь греческого города Феры Адмет и его супруга Алкестида. Все мы помним трогательную историю о том, как Алкестида вызвалась заменить Адмета, которому пришло время умирать, в подземном мире. Как раз в период подготовки к её похоронам Геракл и заявился в Феры. Гостеприимный Адмет не смог отказать гостю (которого он, кстати, не знал) и принял его в своем доме, не рассказав истинной причины своего горя.

По традициям гостеприимства показывать горе гостю не следовало, поэтому Адмет развлекал Геракла, как мог, сдерживая слезы и печаль. Однако правда все равно всплыла. И Геракл не был бы Гераклом, если б не решил вопрос кардинально. Он пошел к гробнице, где уже покоилась новопреставленная Алкестида, набил морду богу смерти Танатосу, пришедшему за женщиной, и привел последнюю обратно в дом.

-2

Но миф греческий, а кратер - этрусский. Поэтому на сосуде по бокам от супружеской пары стоят этрусские демоны смерти.

Слева - Хару, у него в руках молот для скорейшего перехода человека в иной мир (в амфитеатрах не случайно была подобная должность для добивания смертельно раненых гладиаторов).

Справа - Тухулка со своими змеями. Здесь у них человеческие, хоть и мерзкие рожи, обычно у Тухулки вместо головы было нечто птичье с клювом. Это, кстати, тоже не случайно, потому что у этрусков символами смерти были хищные птицы.

Хару и Тухулка не проводники душ усопших в царство Аида (как, например, греческий Харон, чье имя созвучно Хару), а, собственно, сами воплощения смерти. По сути, эти демоны выполняют роль стражников, не давая душам улизнуть по пути в загробный мир.

Они часто крылаты. У Хару практически единственный атрибут, его рабочий инструмент - молот. Арсенал Тухулки на фресках и керамике более разнообразен: вилы, тяжелый посох.

В общем, довольно мерзкие твари. Кстати, у них есть коллега - еще один демон смерти Ванф. А у Хару из луканской гробницы неожиданно веселое лицо.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.