В конце предыдущего раздела я поведал о том, что искусство есть высшая степень творчества. Но здесь надо понимать, что у понятия «искусство» это значение - не единственное, а лишь одно из нескольких. В частности, когда мы говорим «деятели искусства», мы имеем в виду лишь работников этой обширной сферы, совсем не подразумевая того, что они достигли высших творческих ступеней.
То же самое я бы сказал и о слове «художник». В одном случае это обозначает просто работу. Человек выучился профессии (раньше даже говорили «ремеслу»), владеет мастерством, он получил соответствующий диплом, и выполняет госзаказы (или заказы частных организаций и лиц): вырезает барельефы, складывает по эскизам мозаику, пишет полотна на заданные темы. Без сомнения, творчество присутствует и здесь, но, в любом случае, тут художник прежде всего «профессиональный исполнитель художественных произведений», он во многом ограничен темой, временем, материалами, размерами и прочими рамками.
Иной случай – «художник» в значении «творец». И даже необязательно этот человек действует при помощи карандашей, кистей и красок. И вообще он даже может руками ничего заметного не создавать… Потому что он – художник слова…
Конечно, мастерство важно в любом деле. Но в деле творческом, помимо мастерства, и выше мастерства, должна быть творческая искра. Без этой искры произведение так навсегда и останется искусной поделкой – искусственным произведением, а отнюдь не произведением искусства…
Боюсь, что этого не понимают даже некоторые искусствоведы. Для тех же, кто в состоянии уразуметь, скажу другими словами – у произведения должна быть душа, и оно должно жить своей жизнью.
Конечно, я приведу примеры из живописи. И перед тем, как их привести, и подробно поговорить о них, я хотел бы подчеркнуть следующее: 1). Живопись, как искусство, не стремится копировать реальность, а лишь выражает через неё то, что считает нужным сказать творец; 2). Творчество, и даже очень талантливое, может существовать и вовсе без мастерства, но без него оно сильно уступает творчеству, вооружённому знаниями; 3). Живопись за свою историю прошла через многие этапы развития - так называемые «большие стили», включая и «социалистический реализм». В наше время, то есть в 21-м веке, «большие стили», как приметы своих эпох, уже перестали существовать, и каждый художник, опираясь на опыт предшественников, творит по-своему, иными словами, «каждый художник – это свой стиль».
Теперь рассмотрим некоторые примеры. Рисунок ребёнка (1). Здесь - одно сплошное творчество! Семья из четырёх человек, видимо, выбралась куда-то вместе погулять в выходной или в праздник. На лицах у них – улыбки, в руках у них шарики, которые они вот-вот отпустят, и те улетят. Что касается мастерства, то у изображённых слишком короткие ручки, и слишком ровные ножки, и узенькие плечики (у папы). Но, кстати, здесь неплохая композиция – фигуры размещены равномерно, ритмично, заполняя всё пространство работы, цветы между ними тоже поддерживают этот ритм. Наверху тоже нет пустоты, а есть облачка и солнышко. Для пятилетнего ребёнка это, между прочим, просто шедевр!
Итак, мы здесь видим творческую, искреннюю работу (настроение, радость жизни) с элементами мастерства. Поглядим теперь, как выиграет творческая работа от наличия профессиональных навыков. И выиграет ли? На время мы, думаю, забудем о наших личных предпочтениях.
Жаль, мне не удалось найти записей об авторе (2). Но, думаю, здесь очевидно то, что от наличия определённого мастерства творчество лишь выигрывает.
Вот и ещё одна картина – «Ленинградская весна», автор Илья Глазунов (3). Сколько счастья в этой доброй бабушке, вышедшей наконец из своей сырой и тёмной квартирки под солнечные лучи! Позади у неё, очевидно, немало горестей: блокада, а возможно, и потеря близких, но играющая рядом внучка не даёт унывать, и жизнь имеет смысл! С большим мастерством тогдашний студент Академии Художеств Илья Глазунов пишет окна дома, за спиной же у доброй бабушки окошек нет, иначе её изображение потерялось бы на их фоне. Здесь соблюдён и ритм фигур вкупе с молодым деревцем, и ритмы окон, а главный персонаж самый тёмный, опять же – чтобы не «потерялся». Всё «играет на руку» правильному восприятию сюжета. Молоденькое деревце здесь тоже появилось не случайно, оно ненавязчиво напоминает зрителю о заре новой, послевоенной жизни. А заодно и создаёт ритм с фигурами людей. Вот вам и творчество, и мастерство академиста!
Интересующиеся могут спросить: а где же у живописи душа? В чём она выражается? Думаю, что для художника важно в своём творении выразить свою душу. А что ещё надо творцу, если в созданном творении он исподволь покажет себя? Вот этот вопрос, думаю, и следует себе задавать, подходя к очередному живописному произведению: а выразил ли он себя? А вторым, и заключительным, вопросом, полагаю, будет такой: а есть ли здесь искусство?
Ну и напоследок – то, что не требует комментариев (4).
Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры» (1485 год). Вот вам душа художника!
Подписывайтесь на канал, будет много интересного!