Найти тему
Библия 18+

Добрый Каин - бесполезный Авель

Оглавление
Виллем ван Херп Старший, "Жертвоприношения Каина и Авеля", 17 в.
Виллем ван Херп Старший, "Жертвоприношения Каина и Авеля", 17 в.

Злой, добрый – плохой хороший

Мы привыкли воспринимать Каина чистым злом, одержимого завистью к своему брату. Конечно, жертву Авеля Бог принял, жертву Каина нет. Но поставьте себя на место Каина.

Что мы знаем о братьях? Не так уж и много, однако можно узнать гораздо больше, если чуть внимательнее обратить внимание на детали.

 Виллем ван Херп Старший, "Каин и Авель работают в поле", 17 в.
Виллем ван Херп Старший, "Каин и Авель работают в поле", 17 в.
И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Книга Бытие 4:2)

Оба фермера, так сказать. Но у них разное направление деятельности. Оба вроде как занимаются полезным делом. Или нет? Время вспомнить проклятие, некогда данное Адаму.

…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою… (Книга Бытие 3:17,18)

В пищу была дана полевая трава. А полевая трава – это земледелие. Ровно то, чем и занимался Каин. Старший сын был полезен. Он был кормильцем, как бы мы сказали сегодня, пахарем. Настоящим помощником своему отцу.

А что же Авель?

 Андреа Скьявоне, "Молодой Авель", 1555
Андреа Скьявоне, "Молодой Авель", 1555

Авель был пастырь овец. Вроде тоже молодец. Другой вопрос, а зачем он их пас? Поверьте, ответ не так уж очевиден, как кажется. Не давал ещё Бог на тот момент употреблять в пищу чью-то плоть. Гораздо позже, аж после великого потопа, по библейской хронологии, спустя две тысячи лет Бог скажет употреблять и мясо.

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте… (Книга Бытие 9:3-4)

Так в чём тогда польза от Авеля? Зачем вообще нужно пасти овец? Польза конечно была, но её суть заключалась не в выживании, а в другом. Овцы нужны были для жертвоприношения, больше не для чего.

Кто важнее?

-4

А теперь представьте, что в семье есть два сына – один из них много работает, обеспечивает дом, приносит доход, возможно благодаря его усилиям все живут в определённом достатке, домочадцы ему благодарны.

А второй сын не делает ничего полезного, только постоянно молится, и всех остальных мотивирует тоже, молиться. Бдит, чтобы уголок, где расположены иконки был всегда прибран. Но никаких материальных благ он не приносит. Вот, честно, кого бы из двух братьев вы бы назвали более положительным? Кто кормилец, а кто трутень?

Вот и Каина очень даже можно понять. Он защита и опора дома, Авель же бесполезная единица в семье, которую кормит Каин. Да труд Авеля одобряет отец, одобряет мать, но только он, Каин, трудясь в поте лица понимает, где бы был Авель, если бы не брат.

Паоло Веронезе, "Адам и Ева после изгнания из Рая", 1580-1588
Паоло Веронезе, "Адам и Ева после изгнания из Рая", 1580-1588

Уж Бог точно должен понять его. В конце то концов Каин живёт так, как сказал Он, Тот, Кто выгнал его родителей из Эдема. Именно то, что Каин вырастил своими руками, вырастил с неимоверными усилиями, он и принёс на жертвенный алтарь. Плоды рук своих. Бог просто обязан принять эту жертву, она досталась такой дорогой ценой. Обязан…