Танцы на льду, как отдельный вид, появились только в 1930-х годах. При этом они долго оставались вне соревновательной системы, да и остальные спортсмены из других видов частенько ̶л̶о̶ш̶и̶л̶и̶ пренебрежительно относились к танцорам. Роднина как-то рассказывала, что даже в 1970-х называли коллег по сборной "группой олимпийского здоровья". В программу чемпионатов мира и Европы танцы попали в 1952 году. С этого периода и начнём рассматривать историю танцевального костюма.
1950-е годы.
В первые годы существования танцев в больших соревнованиях лидерство захватили британцы. Очень надолго. Британская пара Джин Вествуд и Лоуренс Демми становились чемпионами мира четыре раза подряд - с 1952 по 1955 год.
В целом, стиль пока несильно отличается от других видов. Юбки пока такие же, как у парниц, коротенькие, немного расклешённые. Партнёр при смокинге и красивый сам собою.
Пальму первенства у Вествуд-Демми перехватили другие британцы. В 1956 году на чемпионате мира весь пьедестал заняли британские пары - победили Памела Вейт и Пол Томас, вторыми стали Джун Маркхам и КОртни Джонс, а третьими - Барбара Томпсон и Джеральд Ригби. Можно заметить, что все три пары одеты, в целом, в едином стиле. Мужчины в костюмах, дамы в платьях одинаковой длины и с одинаковыми юбками в складку.
1960-е.
В 1960-х лидерство перешло к чехословакам - Еве и Павлу Романовым. Можно заметить, что танцоры начинают активно декорировать свои костюмы раньше остальных. Романовы в 1965 году уже сверкают и переливаются.
Случается и классика, конечно.
Но и такую экстравагантную полосочку тоже встретить можно.
1970-е
Семидесятые стали важной вехой в спортивных танцах. Этот вид в 1976 году включили в Олимпийские игры и не последнюю роль в этом сыграли советские танцоры Людмила Пахомова и Александр Горшков. У них были яркие, самобытные программы и костюмы им под стать. Мировые тренды уже диктовали яркость и блеск и пока консервативные парники и одиночники не могли вылезти из водолазок, танцоры уже сверкали изо всех сил.
Отметим, что юбки пока еще короткие, их пути с юбками парниц еще не разошлись. Пахомова и Горшков в 1976-м выиграли Олимпийские игры с потрясающей "Кумпарситой", которую танцевали в этих тёмно-синих комплектах.
Плюш еще широко не используется, но увидеть можно, у Пахомовой был такой пылесборник.
Отдельная статья - костюмы к "Маскараду". Понемногу, мелкими шажками, танцы начинают уходить в сторону театральности. Горшков взял погонять бабочку у Магомаева, не иначе, а над платьем Милы костюмеры явно очень постарались. Думается мне, Пахомова была одной из первых ласточек градиента, который сейчас вездесущ.
Кстати, подумалось, что платье Тани Волосожар к "Маскараду", возможно, было вдохновлено платьем Милы.
В то же десятилетие в поход за народной любовью отправились Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Восхитительная пара, со своим почерком и со своим стилем.
Главный факт для нас в этом материале - для них шил Слава Зайцев. Например, в этих костюмах, сшитых в 1979 году моментально узнается его стиль.
За шесть лет до этого похожие цвета и приёмы он использовал при создании платья Зиночки Тимофеевой для фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Семидесятые стали началом расцвета русских пар. Вот, например, прекрасные Светлана Алексеева и Александр Бойчук. Алексеева сейчас - успешный тренер, а Бойчук - один из немногих комментаторов, кого приятно слушать,
Тогда же появились Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, ставшие олимпийскими чемпионами в 1980 году. Как мы видим, Линичук уже тогда популяризировала широченные рукава.
И плюш у них тоже на совести есть.
1980-е.
Восьмидесятые - бурная, бунтарская эпоха. В моде все двигается и переворачивается с ног на голову. Костюмы становятся все смелее, появляются Торвилл-Дин и Бестемьянова-Букин. Британцы заявляют о себе очень громко, могут позволить себе, например, выйти в золоте за золотом.
Торвилл - одна из тех, кто начинает понемногу удлинять себе юбку. Пока это не всеобщий тренд, но скоро танцевальная юбка окончательно отделится от парной. "Болеро" британцев только предвестник. Огромные рукава окончательно поселяются в тенденциях и, да, на льду укрепляется градиентик.
Хотя Торвилл однажды насмотрелась на одиночниц и каталась почти без юбки.
Бестемьянова-Букин интересны нам, как еще одни объекты экспериментов Славы Зайцева. И на них тоже разве что подписи мастера не поставлено.
Их костюмы к "Половецким пляскам" настолько дышат Славиными коллекциями в русском стиле, что он как будто с ними катается.
А вот костюмы для "Кармен" он сделал яркими, но не кричащими. Строго, минималистично и роскошно, подчеркивает все линии танца. И, обоже, как великолепен здесь Букин. Греческая скульптура!
1990-е
Наступает эпоха моего любимого трэшачка. Все танцоры (и некоторые парники) резко переодеваются в разномастных глистиков. Отныне у нас - только крайности (как и в истории, мы плавно не умеем переходить, или революция, или правительство из танков расстрелять сначала). Люблю эти костюмы Усовой-Жулина, потому что смотреть сейчас на серьезного дядю Жулина и знать, что он катался в бензиновых колготках и с крыльями - что-то прекрасное.
Рукава всё шире, юбки всё длиннее.
А мой любимый персонаж 90-х - Анжелика Крылова. Её платье с глазогрудью - отличная обложка эпохи трэша.
Кстаати, теперь поняла, что Саша Назарова - не новатор в деле обматывания ноги непонятно, чем. Вдохновилась старшим поколением.
Та же Крылова довела до абсолюта длину юбок. Это показательный, но тенденция все равно наглядна. Юбки в танцах разошлись с парными окончательно.
Я еще Алинкину Кармен ругала. Крыловой, конечно, и "не шешнадцыть", но такоое, хоть в 16, хоть в 40 не стоит надевать.
Если за минимализмом - это тоже к ней. На все руки Анжелика.
Спокойно одеваться тогда вообще мало кто мог. Один из костюмов Грищук-Платова мне до сих пор в кошмарах снится.
2000-е.
Нулевые - это то, что можно охарактеризовать словами "художественная рвань". Лоскуты и лохмотья всех цветов и фасонов. Вот Анисина-Пейзера в 2002 году.
Хохлова Новицкий в 2008.
Домнина-Шабалин в 2006.
Денкова-Ставиский когда-то давно.
2010-е
Сейчас мода подуспокоилась и в этом виде. Все чаще можно встретить максимально простой крой и минимум декора. Как у Габриэллы Пападакис...
...или Саши Степановой. Но тенденция так декольтировать мужиков пугает, если честно.
Но дорого-богато тоже встречается, конечно. Главные мастера кататься под грузом золота партии - Кейтлин Вивер и Эндрю Поже.
Еще Боброва любила налепить всё лучшее сразу.
Ах да, еще градиентик. Градиентик сейчас впереди планеты всей. На любом турнире наберется пяток пар в градиентике, зуб даю.
Ещё один тренд - личная заслуга Кейтлин Вивер. С её подачи половина спортсменок начала кататься в ночнушках.
Ещё некоторые девочки осмелились и начали кататься в брюках и шортиках. Помог короткий танец, темой которого стал блюз и хип-хоп. Раньше это было бы сложно представить.
Только платья для латины не меняются. Такая же дикая дичь.