Найти тему
Mikhail Subotyalov

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ НЕКОТОРЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА RHODODENDRON (РОДОДЕНДРОН)

Род рододендрон включает в себя, по разным оценкам, от 800 до 1300 видов, имеющих широкий ареал. На территории Сибири и Дальнего Востока произрастают 13 видов-эндемиков, и 3 вида на остальной части России.

В составе анализируемых исследований 5 видов рассматриваемых рододендронов принадлежит к дикорастущим вечнозелёным (R. aureum Georgi, R. adamsii Rehd., R. fauriei Franch., R. sichotense Pojark., R. parvifolium Adam.) и 5 к полувечнозелёным и листопадным (R. mucronulatum Turcz., R. dauricum L., R. ledebourii Pojark., R. luteum Sweet., R. schlippenbachii Maxim.). Большинство из них произрастает в Азиатской части России.

Применение в народной медицине.

И сегодня наука в первую очередь обращает внимание на исследование тех растений, которые применялись народной медициной на протяжении многих веков. Одно из таких растений – рододендрон. Так, рододендрон золотистый, в народе кашкара, использовался в качестве настойки как потогонное, мочегонное, при женских болезнях, при желудочных заболеваниях, поражении слизистых оболочек рта, ревматизме, обладает прекрасным противовоспалительным действием и т.д. (Телятьев, 1991) Рододендрон Адамса имеет народное название саган-дайля, что в переводе с бурятского означает «продлевающий жизнь». В народной медицине это растение применяется как стимулирующее и тонизирующее средство, при сердечных заболеваниях, противовоспалительное, мочегонное, противопростудное (Кириллова, 2016). Кроме того, это растение активно используется в тибетской медицине при секреторной недостаточности желудка и противоревматического средства для принятия ванн совместно с каменной полынью и можжевельником (Баторова и др., 2003).

Биологически активные вещества представителей рода рододендрон.

Нами был проанализирован ряд исследований, посвящённых выявлению химического состава и фармакологических свойств представителей рода рододендрон, из которых нами была составлена следующая выборка исследуемых видов: рододендрон золотистый (R. aureum Georgi), рододендрон Адамса (R. adamsii Rehd), рододендрон даурский (R. dauricum L.), рододендрон Ледебура (R. ledebourii Pojark), рододендрон остроконечный (R. mucronulatum Turcz), рододендрон мелколистный (Rh. parvifolium Adam.), рододендрон Шлиппенбаха (R. schlippenbachii Maxim.), рододендрон сихотинский (R. sichotense Pojark), рододендрон Фори (R. Fauriei Franch), рододендрон жёлтый (Rhododendron luteum Sweet).

Среди исследуемых параметров нами были выбраны следующие: содержание калия, кальция, хлора (в % от сухой массы), содержание марганца, железа, цинка (в мг/кг), содержание арбутина, кверцетина, дигидрокверцетина, рутина (% от сухой массы), содержание компонентов эфирных масел - α-пинена, камфена, лимонена, борнилацетата, кариофиллена, гумулена, δ-кадинена; а также общее содержание флавоноидов, фенолкарбоновых кислот, оксикоричных кислот, гликозидов, и агликонов (в % от сухой массы), всего 22 параметра. Более подробно химический состав данных видов представлен в «Растительные ресурсы России: Дикорастущие цветковые растения, их компонентный состав и биологическая активность» (Буданцев, 2009).

На основании проведённого анализа выявлено, что наиболее исследованными в отношении химического состава являются следующие виды (по уменьшению количества исследуемых параметров): рододендрон остроконечный (22) и рододендрон сихотинский (21), рододендрон даурский (17), рододендрон Ледебура (15), рододендрон Шлиппенбаха (8), рододендроны Фори и Адамса (7), рододендрон мелколистный (6), рододендрон золотистый (2) и рододендрон жёлтый (1).

Также можно отметить, что для десяти исследуемых видов больше всего интересовали исследователей такие параметры, как количество арбутина, зафиксированное у 8 видов из десяти; содержание минеральных веществ, в частности, кальция (исследовано у семи видов из десяти); содержание в сухой массе кверцетина, дигидрокверцетина, рутина, сумма гликозидов и агликонов исследованы у шести видов из десяти; сумма флавоноидов показана для шести видов, содержание калия, хлора, марганца, железа, цинка, компонентов эфирных масел и сумма оксикоричных кислот исследованы у четырех видов из десяти (Мирович и др., 2005; Жаворонкова и др., 2007; Мирович и др., 2008).

Исследователями неоднократно было изучено содержание арбутина, как вещества, обладающего мочегонным и антисептическим действием (Белоусов и др., 1989; Мирович и др., 2005; Жаворонкова и др., 2008; Фурса и др., 2009). В максимальной концентрации арбутин выявлен в экстракте рододендрона даурского (12,798 %), чуть меньше – в экстракте рододендрона Адамса (12,214%), значительно содержание арбутина в рододендроне мелколистном – 8,000%, у остальных пяти видов из выборки – от 1,986 до 5,584%.

Также представлены данные по содержанию кверцетина и дигидрокверцетина, имеющих сильные антиоксидантные свойства. (Boots et all, 2008). Эти параметры изучены у шести видов, лидером в содержании этих веществ является рододендрон Адамса (0,04 – 6,83 и 0,19 – 0,32 соответственно).

Рутин, применяемый в медицине для уменьшения проницаемости сосудов, обнаружили в рододендронах Адамса, даурском, Ледебура, остроконечном, мелколистном, сихотинском. Максимального уровня содержание рутина достигает в рододендроне мелколистном (0,29 – 0,43%) (Белоусов и др., 1989).

По содержанию калия из четырёх обследованных видов лидирует рододендрон Шлиппенбаха (1,260% от сухой массы), содержание кальция и хлора наивысшее у рододендрона остроконечного (0,709 и 0,193% от сухой массы соответственно), содержание марганца и железа наивысшее у рододендрона Фори (539,000 и 252,000 мг/кг соответственно), количество выявленного цинка у рододендрона остроконечного достигает 41,000 мг/кг. Из этих данных можно сделать вывод, что максимальное содержание микроэлементов приходится на марганец, и рододендроны остроконечный, Шлиппенбаха, сихотинский, Фори можно назвать марганофилами. На втором месте по концентрации – количество железа, лидером в содержании этого микроэлемента является рододендрон Фори.

Поскольку эфирные масла обладают сложным химическим составом и разнообразным биологическим действием на организм человека, их наличие и количество также является важным фактором для исследования. Были выбраны такие компоненты эфирных масел, как α-пинен, камфен, лимонен, борнилацетат, кариофиллен, гумулен, δ-кадинен. Отмечено высокое содержание α-пинена у рододендрона сихотинского (до 44,3%), лимонена у рододендрона остроконечного (до 17%), кариофиллена и гумулена у рододендрона остроконечного (до 14 и 28,8% соответственно) (Белоусов и др., 1989; Белоусов и др., 2000).

Максимальная сумма флавоноидов выявлена у рододендрона сихотинского (3,42% от сухой массы), а минимальная – у рододендрона даурского (0,97% от сухой массы) (Белоусов и др., 1989; Белоусов, 2000; Фурса, 2016).

Фенолкарбоновые кислоты находят применение в медицине как сырье для лекарственных препаратов. У изучаемых представителях рода рододендрон их количество максимально у рододендрона даурского (1,61%), а минимально у рододендрона Ледебура (0,83%) (Белоусов и др., 2000).

Сумма оксикоричных кислот изучена в четырех видах из десяти, их количество несколько выше у рододендрона даурского (0,98% от сухой массы), и немного ниже у рододендрона остроконечного (0,49% от сухой массы) (Белоусов и др., 2000).

Данные по общей сумме гликозидов представлены для шести видов из десяти, максимальное количество достигает у рододендрона Адамса (до 0,75% от сухой массы), а минимальное – у рододендрона остроконечного (0,08% от сухой массы) (Белоусов и др., 2000; Фурса и др., 2016).

Характер биологической активности соединения определяется агликонами. Их количество определено для шести видов выборки, и максимально у рододендрона Адамса (до 1,11% от сухой массы) и минимально у рододендрона остроконечного (0,43% от сухой массы) (Белоусов и др., 2000).

По данным Н.С. Фурса, аминокислотный состав наиболее широко представлен в листьях рододендрона золотистого и представлен 8 незаменимыми и 11 заменимыми аминокислотами (Фурса и др., 2010).

Фармакологическая активность видов рода рододендрон.

Рядом исследователей (В.М. Мирович и др., А.Н. Журавская и др., Л.А. Усов и др., А.И. Левента и др., А.П. Федосеев и др., А.В. Цыренжапов и др., О.Л. Левашова и др.) было изучено фармакологическое влияние некоторых представителей рода рододендрон на лабораторных животных и человека.

Так, В.М. Мирович исследовала фармакологические свойства четырех видов рододендронов: р. Адамса, р. мелколистный, р. даурский и р. золотистый. Все эти виды показали антиоксидантную активность в сыворотке крови человека, антимикробное действие, влияние на увеличение жизни подопытных животных при экспериментальном сальмонеллёзе. По силе антиоксидантной активности авторы расположили эти виды в следующем порядке: рододендрон золотистый>рододендрон Адамса>рододендрон мелколистный>рододендрон даурский. В отношении атимикробного действия, по данным автора, наиболее эффективны настойки 1:10 рододендронов Адамса и мелколистного на 70% этаноле, рододендрона даурского на 50% и золотистого на 40% этаноле (Мирович и др., 2003).

Для рододендрона золотистого в форме водно-спиртовой настойки 1:10 на 10% спирте также помимо антиоксидантной активности и антимикробного действия (Мирович и др., 1996; Усов и др., 1997; Мирович, Кичигина, 2002; Мирович и др, 2003), А.Н. Журавской подтверждено противовоспалительное действие на людях при наружном применении, и противовоспалительное, антитоксическое, адаптационное, регенерационное, регидратационное и прочие действия при применении внутрь листьев и настойки у северных оленей (Жаворонкова и др., 2008; Мирович и др., 2003). Мазь из этого вида рододендрона (А.В. Цыренджапов, 2015) оказывает ранозаживляющее, репаративное и антимикробное действие, что было показано на лабораторных крысах при искусственном инфицировании Staphylococcus aureus, и может быть рекомендована для лечения ран на третьей фазе раневого процесса (Белоусов и др., 1989; Цыренджапов и др., 2015). Настой листьев проявил диуретическое свойство (Белоусов и др., 1996), водно-спиртовой экстракт листьев – кардиотоническое (Червяков, 1951) и повышает адаптацию к физическим нагрузкам (Каргинова, 1974). Антивирусная активность зафиксирована в отношении отвара листьев и флавоноидов (Вичканова и др., 1971).

Широко исследуется и рододендрон Адамса. В частности, Л.А. Усовым (2010) и А.И. Левента (2010) выявлено наличие нейротропной активности, так как применение 70% спиртового извлечения из этого растения способствует сохранению памятного следа и выявляется наличие как когнитивного, так и анксиолитического характера действий у подопытных крыс, из чего можно сделать вывод, что рододендрон Адамса является перспективным источником биологически активных веществ нейротропного характера для получения новых фармакологических препаратов (экстракт рододендрона Адамса 1:7 статистически достоверно повышает время беспрерывной мышечной работы лабораторных животных и превышает влияние экстракта элеутерококка в 2,25 раза) и имеет низкую частоту побочных эффектов (Каргинова, 1974; Усов и др., 1995; Левента и др, 2010; Усов и др., 2010). При изучении А.П. Федосеевым противовоспалительного действия рододендрона Адамса введением 0,01 мл стерильного скипидара в обработанную спиртом подошвенную часть лапки мыши на фоне выпаивания экстрактом из побегов на 50% этаноле установлено достоверное снижение воспаления по сравнению с контролем (Федосеев, 2001), что подтверждается данными Усова (Усов и др., 1997). Кроме того, сравнение ингибирующего действия на стафилококк экстракта из побегов и листьев (1:1) рододендрона Адамса и антибиотиков, используемых для лечения стафилококковых инфекций (Amoxicillin, Cefactor, канамицин, доксициллин, рифампицин), на мясо-пептонном агаре выявило превосходство антимикробного действия настойки рододендрона Адамса над антибиотиками (Федосеев и др., 2001), такая же биологическая активность выявлена Медведевой, Мирович и др. (Медведева и др., 1957; Мирович и др., 2003). Листья в виде настоя в экспериментальных данных оказывают диуретическое действие (Белоусов и др., 1996), настойка листьев – иммуномодулирующие, антиоксидантные свойства (Мирович и др., 1996, 2003).

В исследованиях in vivo на мышах противовоспалительного эффекта экстракта рододендрона мелколистного 1:10 на 50% спирте Л.А. Усовым выявлено достоверное превосходство противовоспалительного эффекта настойки в дозе 250 мг/кг над аминопирином в дозе 10 мг/кг (Усов и др., 1997). Карпович экспериментально выявил, что водно-спиртовой экстракт листьев обладает гипотензивными свойствами (Карпович, 1961). Рядом других исследователей были доказаны кардиотонические свойства, а также способность настоя листьев нормализовать работу желудочно-кишечного тракта (Червяков, 1949), антибактериальная, антифунгальная активность (Медведева и др., 1957).

Для другого вида рододендронов, а именно для суммарного флавоноидного препарата из рододендрона желтого, О.Л. Левашовой была зафиксирована высокая анальгетическая активность. Это позволяет добавить к разнообразным фармакологическим свойствам рододендронов способность изменять порог болевой чувствительности у лабораторных животных. Этим же автором приводятся дополнительные свойства флавоноидного комплекса рододендрона желтого: желчегонное, противовоспалительное, спазмолитическое (Комиссаренко и др., 1980; Васильченко и др., 1986; Левашова и др., 2015). Настой и настойка листьев проявляют кардиотонические свойства (Толокнёва, 1956), для настоя побегов и суммы сапонинов выявлена антибактериальная активность (Спасский и др., 1958; Дзюба и др., 2000). Также экспериментально выявлены гипотензивные свойства полифенольного комплекса (Макаров и др., 1969), антипротозойное действие у экстракта листьев (Tasdemir et al., 2005), антихолинэстеразное у хлороформного экстракта (Orhan et al., 2004).

Для водно-спиртового настоя побегов рододендрона остроконечного доказано наличие противосудорожных свойств (Белоусов и др., 2006), а для таких элементов компонентного состава, как кверцетин, мирицитрин, катехин, таксифолин и др. - антиоксидантных (Chung et al., 1996a, b).

Рододендрон даурский, помимо наличия богатого химического состава, проявляет разнообразную биологическую активность. Так, показано, что настой и настойка листьев обладают кардиотоническими (Толокнёва, 1956), а водно-спиртовой экстракт побегов - антиоксидантными (Cao et al., 2003), противовоспалительными, ранозаживляющими (Белоусов и др., 2006а), диуретическими (Драке, 1962а) свойствами. Антибактериальная активность зафиксирована для водно-спиртового экстракта и настойки листьев (Медведева, Клец, 1957; Мирович и др., 2003). Также выявлена антивирусная активность в отношении ВИЧ (Kwashiwada et al., 2001).

Экспериментально была доказана антифунгистическая активность в отношении Trichnphyum ruhnim, Microsporum canis и др. эфирных масел и гексановых извлечений рододендрона даурского, остроконечного, желтого, золотистого и сихотинского (Белоусов, 1988; Комиссаренко и др., 1991; Белоусов и др., 1989, Белоусов, 2006а).

Выводы

Таким образом, многочисленные исследования химического состава некоторых представителей рода рододендрон подтверждают, что эти растения обладают богатым набором как микро- и макроэлементов, так и сложными комплексами флавоноидов, фенолкарбоновых кислот, оксикоричных кислот, гликозидов, агликонов. Благодаря этому их можно рассматривать как потенциальные источники новых эффективных и безопасных растительных фармакологических препаратов, что подтверждается исследованиями, выявившими противовоспалительные, нейротропные, антибиотические, анальгетические, антифунгальные, спазмолитические, стимулирующие, репаративные, желчегонные свойства. Препараты из этих растений можно рекомендовать для их дальнейшего изучения и внедрения в фармакологию.

ИСТОЧНИК: Морозова Ю.А., Суботялов М.А. Биологическая активность и компонентный состав некоторых видов рода Rhododendron флоры России // Растительные ресурсы. – 2018. - № 3 (54). – с. 347-360