Когда Илье Репину заказали гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" (81 персонаж, 4 метра в высоту и почти 9 - в длину), он сразу поставил условие: писать будет с помощниками. И взял в помощник двух лучших своих учеников. Одним был Борис Кустодиев, а вторым - наш герой, Иван Куликов. Кустодиев и Куликов дружили.
Иван Куликов (1875 - 1941) родом из деревни Афанасово Муромского уезда.
Сын строителя (отец Куликова был хорошим кровельщиком и маляром) добрался до Петербурга, учился у знаменитых художников-передвижников - Владимира Маковского и Ильи Репина. Но местом силы для него была родина.
Когда после тяжелой работы над "Торжественным заседанием..." и иллюстрациями к произведениями Горького Куликов занемог (нервное истощение), Репин посоветовал ему, во-первых, проконсультироваться у доктора Боткина, а во-вторых, выбил Куликову отпуск в Академии художеств - и велел ехать отдохнуть домой. Назад он вернулся окрепшим и с новыми картинами.
Свои самые лучшие картины Куликов напишет в Муроме и окрестностях. И в 1915-м получит звание академика живописи за цикл муромских картин.
Во время Первой мировой Куликов вернётся на родину навсегда - будет даже в Муромском историко-художественном музее работать. Собирать предметы старины и произведения искусства из разграбляемых усадеб. И, конечно, писать местные типы.
Конечно, портреты, по желанию заказчиков, Куликов писал и с современной одеждой, современными причёсками. Но всё же больше его интересовал костюм народный - в таком он изобразил свою жену.
В качестве темы Куликов интересовала старина. Но что касается техники - художник интересовался новыми веяниями. Его картины (даже костюмированные сцены из прошлого) выполнены в импрессионисткой манере: он использует энергичный крупный мазок, а не фотореалистическую гладкопись.
И здесь мы подбираемся к важному вопросу.
Очевидно, что Куликов - очень хороший художник. Почему же его имя мало кому известно?
Куликов берёт мастерством. И сюжетами своих полотен - на его работы приятно посмотреть, они радуют глаз, поднимают настроение. Но в работах Куликова совсем нет оригинальности - а это крайне важно для того, чтобы вписать имя в историю. Его картины похожи по стилю на картины сразу нескольких более известных современников.
Вот смотрите.
Во-первых, шведский импрессионист Андерс Цорн. Рассказывают, во время визита в Россию Цорн видел одну из студенческих работ Куликова и положительно о ней отозвался. Картины Куликова вы уже видели. Посмотрите еще на работы Цорна - и вы сразу всё поймёте.
Подражание шведу Цорну - ещё полбеды. Беда в том, что вместе с Куликовым, ему подражали многие другие российские художники. Их даже прозвали цорнистами. Среди этих цорнистов - куда более известные, чем Куликов, Абрам Архипов, Константин Коровин и даже Валентин Серов: они скрестили с широким, стремительным цорновским мазком собственное видение мира - и выдали оригинальные, запоминающиеся работы, обеспечившие им известность.
Вот для примера несколько работ Абрама Архипова: мало того, что стиль похож, так ещё и тема та же - народные типы, народные костюмы, посиделки...
С кем ещё можно спутать Куликова?
С Михаилом Нестеровым.
С Константином Маковским, который любил писать современниц (часто - городских и состоятельных) в народных костюмах.
Словом, вы уже поняли: если вы не можете узнать картины Куликова, отделить их работ других художников - расслабьтесь и просто получайте удовольствие.
Ещё один важный вопрос про Куликова: как же ему удалось писать в своё удовольствие народ в старинных нарядных костюмах и разминуться с советской властью?
Ответ: никак.
А теперь котики!
Не всем членам семьи нашлось место за столом - кое-кому для картины "Семья за столом" пришлось позировать, сидя на полу. В нижнем правом углу картины.
А это дочка художника. Она стала учительницей русского языка и литературы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мужик в бомбере с котиками на стариннной картине: кто он?