Найти тему
Арт с котом

Забытый художник Иван Куликов: карусели, бараночки, невесты, старообрядцы (а в конце будут котики)

Оглавление
Ярмарка в Муроме. 1910-1912
Ярмарка в Муроме. 1910-1912

Когда Илье Репину заказали гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" (81 персонаж, 4 метра в высоту и почти 9 - в длину), он сразу поставил условие: писать будет с помощниками. И взял в помощник двух лучших своих учеников. Одним был Борис Кустодиев, а вторым - наш герой, Иван Куликов. Кустодиев и Куликов дружили.

Илья Репин при участии Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения
Илья Репин при участии Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения

Иван Куликов (1875 - 1941) родом из деревни Афанасово Муромского уезда.

Автопортреты художника Ивана Семёновича Куликова.
Автопортреты художника Ивана Семёновича Куликова.

Сын строителя (отец Куликова был хорошим кровельщиком и маляром) добрался до Петербурга, учился у знаменитых художников-передвижников - Владимира Маковского и Ильи Репина. Но местом силы для него была родина.

Портреты матери о отца художника
Портреты матери о отца художника

Когда после тяжелой работы над "Торжественным заседанием..." и иллюстрациями к произведениями Горького Куликов занемог (нервное истощение), Репин посоветовал ему, во-первых, проконсультироваться у доктора Боткина, а во-вторых, выбил Куликову отпуск в Академии художеств - и велел ехать отдохнуть домой. Назад он вернулся окрепшим и с новыми картинами.

Свои самые лучшие картины Куликов напишет в Муроме и окрестностях. И в 1915-м получит звание академика живописи за цикл муромских картин.
Чаепитие в крестьянской избе. 1902
Чаепитие в крестьянской избе. 1902
 Базар с баранками. 1910
Базар с баранками. 1910
Базар у карусели. 1908
Базар у карусели. 1908
Кормление кур. 1907
Кормление кур. 1907
С праздником (Зарделась) 1911
С праздником (Зарделась) 1911

Во время Первой мировой Куликов вернётся на родину навсегда - будет даже в Муромском историко-художественном музее работать. Собирать предметы старины и произведения искусства из разграбляемых усадеб. И, конечно, писать местные типы.

Возвращение из города (1914). Девушка с туесом (1912). У околицы (1913)
Возвращение из города (1914). Девушка с туесом (1912). У околицы (1913)
Портрет старообрядца (1911). Старуха Дарья из Прудищ (1908).  Плотник Егор Терешкин (1916).
Портрет старообрядца (1911). Старуха Дарья из Прудищ (1908). Плотник Егор Терешкин (1916).
Три девицы (1907). В праздничный день (1906)
Три девицы (1907). В праздничный день (1906)
Семья лесника. 1909
Семья лесника. 1909
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

Конечно, портреты, по желанию заказчиков, Куликов писал и с современной одеждой, современными причёсками. Но всё же больше его интересовал костюм народный - в таком он изобразил свою жену.

Портрет жены художника Елизаветы Аркадьевны Куликовой (1916). Портрет Е.С.Калининой (1911)
Портрет жены художника Елизаветы Аркадьевны Куликовой (1916). Портрет Е.С.Калининой (1911)

В качестве темы Куликов интересовала старина. Но что касается техники - художник интересовался новыми веяниями. Его картины (даже костюмированные сцены из прошлого) выполнены в импрессионисткой манере: он использует энергичный крупный мазок, а не фотореалистическую гладкопись.

Фонарики в саду (1906). Убор невесты (1907)
Фонарики в саду (1906). Убор невесты (1907)

И здесь мы подбираемся к важному вопросу.

Очевидно, что Куликов - очень хороший художник. Почему же его имя мало кому известно?

Куликов берёт мастерством. И сюжетами своих полотен - на его работы приятно посмотреть, они радуют глаз, поднимают настроение. Но в работах Куликова совсем нет оригинальности - а это крайне важно для того, чтобы вписать имя в историю. Его картины похожи по стилю на картины сразу нескольких более известных современников.

Вот смотрите.

Во-первых, шведский импрессионист Андерс Цорн. Рассказывают, во время визита в Россию Цорн видел одну из студенческих работ Куликова и положительно о ней отозвался. Картины Куликова вы уже видели. Посмотрите еще на работы Цорна - и вы сразу всё поймёте.

Картины Андерса Цорна (первая - автопортрет).
Картины Андерса Цорна (первая - автопортрет).

Подражание шведу Цорну - ещё полбеды. Беда в том, что вместе с Куликовым, ему подражали многие другие российские художники. Их даже прозвали цорнистами. Среди этих цорнистов - куда более известные, чем Куликов, Абрам Архипов, Константин Коровин и даже Валентин Серов: они скрестили с широким, стремительным цорновским мазком собственное видение мира - и выдали оригинальные, запоминающиеся работы, обеспечившие им известность.

Вот для примера несколько работ Абрама Архипова: мало того, что стиль похож, так ещё и тема та же - народные типы, народные костюмы, посиделки...

Картины Абрама Архипова.
Картины Абрама Архипова.

С кем ещё можно спутать Куликова?

С Михаилом Нестеровым.

Слева - картина Михаила Нестерова "На горах"  (1896) Справа - "Мечтательница" Ивана Куликова.(1900-е).
Слева - картина Михаила Нестерова "На горах" (1896) Справа - "Мечтательница" Ивана Куликова.(1900-е).

С Константином Маковским, который любил писать современниц (часто - городских и состоятельных) в народных костюмах.

Слева - фрагменты картин Ивана Куликова. Справа - Константина Маковского.
Слева - фрагменты картин Ивана Куликова. Справа - Константина Маковского.
Словом, вы уже поняли: если вы не можете узнать картины Куликова, отделить их работ других художников - расслабьтесь и просто получайте удовольствие.

Ещё один важный вопрос про Куликова: как же ему удалось писать в своё удовольствие народ в старинных нарядных костюмах и разминуться с советской властью?

Ответ: никак.

Физкультурница (1929). Портрет Ленина (1924)
Физкультурница (1929). Портрет Ленина (1924)
Пионеры. 1929
Пионеры. 1929

А теперь котики!

Не всем членам семьи нашлось место за столом - кое-кому для картины "Семья за столом" пришлось позировать, сидя на полу. В нижнем правом углу картины.

Семья за столом. 1938
Семья за столом. 1938

А это дочка художника. Она стала учительницей русского языка и литературы.

Таня с кошкой. 1927
Таня с кошкой. 1927

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мужик в бомбере с котиками на стариннной картине: кто он?