Найти тему
Путешествия и деньги

На авто из Москвы в Грузию зимой

Оглавление

Эта история для тех, кому сложно решиться на автомобильное путешествие зимой. Рассказываю о поездке на маленьком Опеле по экстремально обледенелым, ветреным и туманным трассам от Москвы через Ростов-на-Дону в Тбилиси, Боржоми и Батуми.

Собраться поехать на Новый год на маленькой городской машине из Москвы можно было только благодаря сильному духу авантюризма и желанию сложных приключений. Как хорошо, что всё это есть у меня и моих друзей. Очень познавательное получилось путешествие. Местами страшное, местами весёлое.

Подготовка

Кроме техосмотра перед поездкой, постарались обогатиться информационно: почитали форумы и отзывы бывалых, выяснили самые проблемные вопросы – перевал, граница, ограничения по ввозу и вывозу продуктов и вина, возможные проблемы с дорожной полицией на российской стороне. Долго не могли поверить, что в Грузии страховка на машину не нужна и за рулём может ездить кто угодно. Перепроверили в разных источниках – это и правда так (по крайней мере было в 2015-2016).

Где-то прочитали, что нужно иметь с собой цепи на колеса для пересечения Крестового перевала. Купили цепи нужного размера и в итоге покатали их с собой просто так. На самом деле это требование нужно скорей из-за большегрузов и местных жителей, которые могут в разгар зимы отправиться в горы на летней резине. На шипованных колёсах или хорошей липучке (именно она была на Опеле) никаких проблем со сцеплением с дорожным покрытием не возникло.

Мы выехали из Москвы утром 29 декабря 2015 года. Нас было четверо (два водителя, менялись каждые 3-4 часа), а автомобиль – Opel Corsa.

Москва – Ростов-на-Дону

От Москвы до Ростова мы регулярно ездим по трассе М4 – в Краснодар, Сочи и т. д. В последние годы проезд по ней значительно подорожал. На сайте Автодора есть сложная табличка с актуальными ценами. Если коротко, то там можно потратить больше 1000 рублей и доехать за 12-13 часов. Если заморочиться с транспондером и объездами – есть шанс сэкономить деньги и повлиять на время доезда.

М4 – ровная хорошая трасса, за которой ухаживают: чистят, обрабатывают асфальт. Главное не застрять на выезде из Москвы – в пиковые часы на пунктах оплаты скапливаются приличные пробки. Короче наша поездка до Ростова-на-Дону ничем не запомнилась. Выезжаешь на трассу да едешь.

Ростов-на-Дону – Тбилиси

Переночевали в Ростове и ранним утром, в 6:30, уже отправились в сторону Владикавказа, оставив себе максимальный запас времени на прохождение границы – перед Новым годом очереди всегда больше обычного. Но время мы потратили не только там – дорога оказалась очень сложной и мы проехали её не так быстро как хотелось бы.

На выезде из Ростова мы столкнулись с непривычным явлением – жуткое обледенение трассы, которое произошло из-за ледяного дождя ночью. Дорога покрылась гладкой и очень скользкой коркой льда – как будто горку заливали ледяной водой. Ехали все аккуратно, средняя скорость на дороге вряд ли превышала 60 км/ч, тогда как обычно здесь никто меньше 100 км/ч не ездит.

В одном месте дорога виляла вниз – в небольшой овраг – и поднималась обратно, всё это на отрезке в 150-200 метров. Издалека этого не было заметно, но как только мы доехали до края оврага, тут же увидели, что внизу – на обочинах и на дороге, стоит десяток машин на аварийке: столкнувшихся друг с другом и просто вылетевших с дороги, пытавшихся избежать столкновения. В нашу сторону со встречной полосы медленно катилась ГАЗель, водитель которой уже бросил попытки отрулить или затормозить.

Я аккуратно потрогала ногой педаль тормоза, реакции не последовало – с горки и по ледяной влажной корке сцепления с дорогой не было, машина просто катилась вниз как санки. Мои пассажиры, как выяснилось позже, даже не заметили, что я трогала педаль тормоза. И к счастью – опасная была идея. Мне сразу стало понятно, что надежда тут только на удачу и руль, и на то, что нашей инерции хватит выехать наверх – сцепления с дорогой для этого не хватило бы.

Я вцепилась в руль – чтобы не крутить им. Вряд ли я отчётливо осознала, что если мы затормозим или нас занесёт внизу – мы останемся тут пока дорога не растает, да ещё и окажемся в жуткой опасности, ведь сзади продолжают ехать другие машины.

Когда мы достигли дна оврага, мне удалось аккуратным движением обрулить край ГАЗели и выравняться на прежнюю траекторию, не потеряв скорости. Это было страшно, в такие моменты очень хочется нажать на тормоз. А нельзя.

Чудом мы выехали. Ни разу до и после этого случая я не видела ничего подобного и не испытывала такого жуткого чувства опасности за рулём. Ледяная корка была на дороге примерно 100-150 км от Ростова-на-Дону в сторону Ставрополья. Когда она кончилась – все вздохнули с облегчением. Но это было только начало пути.

Днём мы ехали по Ставропольскому краю, который опутал густой туман. Иногда он становился чуть менее плотным, иногда чуть более. Но в среднем видимость была примерно такой:

-2

Туманы – частое явление зимой в Краснодарском и Ставропольском краях, это "дыхание" морей, воздушные массы от которых поднимаются в регионы и сталкиваются друг с другом. Местные к такому привыкли, так что залихватские южные водители в таком тумане вполне могут кататься без включенных фар, обгонять там где обгон запрещён и прочее веселье. К этому надо быть готовым.

Впрочем, днём туман не так страшен как ночью. В ночной туман мы попали на обратном пути. Около 200 километров мы ехали в густой плотной тьме, которую даже фары освещали максимум на 10-20 метров. Долго, неприятно.

Выехали из тумана мы ближе к Нальчику. Немного заплутали на новой дороге под Пятигорском и попали на местную барахолку на окраине, где решили срезать по пути к выезду из города. По возможности избегайте этого. Проехать почти невозможно – поперёк люди, тележки, какие-то коммерческие маленькие грузовики. Движение хаотичное и очень медленное.

Начитавшись интернета, полицейских в тех местах мы проезжали максимально подготовленными – руки строго на руле, сплошные линии не пересекаем, у знаков "Стоп" всегда останавливаемся, даже если на них никто не смотрит, документы держим наготове – всё равно будут проверять. Общаемся вежливо, корректно, девушка за рулём – вообще отлично, главное чтобы в страховку была вписана. С грузинской дорожной полицией мы, кстати, ни разу не столкнулись за всё пребывание в Грузии.

К границе с Грузией мы подъехали уже в сумерках. Провели там 3-4 часа, в основном из-за странной организации процесса. Пограничники с грузинской стороны пропускали вперёд женщин и детей, а потом они все вместе ждали огромную очередь мужчин.

-3

Крестовый перевал мы проезжали уже почти ночью, между двух фур, в метель. Честно говоря, было страшно. Периодически видимость падала почти до нуля – можно было разобрать только задние габариты фуры. Я ориентировалась на них и старалась не отстать. Когда мы выехали из метели и облака наверху, поехали по военно-грузинской дороге, стало ещё страшней: мы увидели, что дорога проложена по самому краешку пропасти. Время от времени лунный свет заливал долины, лежащие где-то под нами, от которых нас отделяли какие-то хлипкие заборчики и бордюры. А иногда и ничего.

Обратно в светлое время суток ехать по этой дороге оказалось сильно приятней. Метели не было, дорогу только что почистили, а пропасти не казались такими уж бездонными. Да и машин было очень мало – мы поехали немного пораньше основного потока, за три дня до окончания зимних каникул. Как выяснилось позже, нам очень повезло – всего на несколько часов в эти два дня открывали перевал, в другое время он был закрыт для проезда из-за сложных погодных условий.

Границу на обратном пути мы проходили минут 15-20. Тщательно посчитав вывозимые литры вина на человека, мы даже расстроились, что пограничники пересчитывать их не стали. Да и вообще слабо интересовались содержимым нашего багажника.

-4

О том, как мы отметили Новый год в Тбилиси, я уже писала. После этого я рекомендую не бронировать жильё в Грузии заранее. 2 января мы отправились дальше – в Боржоми. Дорога здесь отличная – ровная, широкая, бесплатная. Одно но – она совершенно не защищена от ветра, который размашисто гуляет по долинами. Как назло именно на тот день выпал ураганный ветер. Машины буквально сносило с трассы, так что смельчаков, которые развивали бы скорость выше 80-90 км/ч, было очень мало. Все вели аккуратно и держались за руль изо всех сил. За небольшую поездку я прилично подкачала руки.

-5

После Боржоми мы отправились в Батуми, который к нашему приезду впервые за много лет завалило снегом. Мы шутим над российскими реалиями, где зима каждый год застаёт дорожные службы врасплох. Там всё гораздо хуже.

-6

Мы видели, как растерянные дорожные рабочие на тракторе повалили столб, пытаясь убрать снег с набережной. Мы подручными средствами откапывали сами себе парковку у отеля. Мы вытолкали несколько машин с их парковочных мест, потому что южные жители никак не могли понять – как им выехать из сугробов.

-7

Дорогу на обратном пути из Батуми в сторону Тбилиси за несколько дней так толком и не расчистили. Снег немного подтаял, его раскатали, и он сформировал отвратительные ледяные наросты на асфальте, по которым машина ехала как по кочкам. Кое-где они перерастали в глубокие ледяные колеи, кое-где были слегка посыпаны песком – но очень скромно.

Ехать было сложно, неприятно. Однако на низкой скорости и высокой концентрации мы преодолели и это. Вернулись в Москву целыми, невредимыми (включая Опель), довольными, и с приличным запасом грузинского вина.

Про другие путешествия на автомобиле:

На авто из Москвы через Украину. Личный опыт

На авто из Москвы по Италии: как экономить на бензине и парковках

На авто из Москвы по Италии: реальны ли бесплатные дороги