Найти тему
Валерий Грачиков

Могла ли Россия победить в Первой Мировой, если бы не Октябрьская революция

Спор, о том, оказалась бы Россия среди держав-победительниц Первой Мировой, если бы не Февраль и Октябрь 1917 года, наверное, будет идти всегда.

Говоря о том, что к 1917 году у России были все предпосылки для победы и если бы не революция, то мы, конечно, справились, надо понимать, что история вообще-то не терпит сослагательных наклонений и для того, что случилось в феврале, а потом логически продолжилось в октябре были совершенно объективные причины. К этому все шло.

Начать надо с того, что к большой войне Россия была не готова экономически. К революции привели обострившиеся в ходе войны социальные проблемы. А это обострение было прямым следствием экономических проблем из-за войны. Так что война неизбежно вела Россию к революции.

Про то, что такой вариант развития событий возможен, писал в своей докладной записке еще в феврале 1914 года на тот момент бывший министр внутренних дел П.Н. Дурново. Он точно предсказал, что в случае войны с Германией Россия столкнется с поражениями на фронте, проблемами вооружения и снабжения, отрицательную реакцию общества на войну, и, как следствие, революцию, которая неминуемо приведет к тому, что власть окажется у радикальных революционеров, так как либералы власть не удержат из-за своей слабости.

-2

Есть мнение, что России для победы надо было просто держаться и не наступать и тогда она в конце концов оказалась бы в составе победившей коалиции. Есть мнение, что к 1917 году Россия преодолела главные проблемы первых двух лет войны и снаряжения и оружия было накоплено к кампании 1917 года достаточно. А так как США должны были рано или поздно вступить в войну на стороне Антанты, надо было всего лишь держаться.

На самом деле в 1917 году оружия, необходимого для ведения войны на истощение, у России так инее было накоплено. Союзные поставки компенсировали недостаточную мощность российской промышленности, но делали это по остаточному принципу. При этом пулеметами Россию наполовину обеспечивали западные поставки, Снаряды – еще больше. При этом маршрут поставок был сложен, так как Проливы в Черное море и Балтийское море были заблокированы. Доставка грузов осуществлялась через Архангельск и Владивосток, а также только что появившийся Мурманск. И в 1917 году большая часть поставленных грузов так и находилась в этих портах. Недаром интервенты, после победы большевиков, первым делом высадятся именно в Мурманске и Архангельске. Ничего личного, просто бизнес, а точнее охрана материальных ценностей и оружия от попадания к немцам.

Историки считают, что в ходе войны потребность в винтовках была покрыта на 65%, а по пулеметам не доходила и до 20%. Русская армия в 1917 году, конечно, получила множество технических новинок. Но для ведения современной войны в техническом плане она была обеспечена очень слабо. Конечно, все эти моменты, а также подавляющее преимущество противника почти на всех фронтах кроме турецкого в артиллерии, не были однозначной причиной поражения. Но все это приводило к тому, что Россия могла только обороняться, а то, что Германия исчерпывает свои ресурсы, на российско-германском фронте было совершенно незаметно. Потому что их на фронте у германских солдат все равно было больше, чем у русских.

-3

А воюют не только свинец и сталь, но и люди. По словам историка Головина:

«Ни правительство, ни сами народные массы не были подготовлены к современным сложным формам управления. Представители первого привыкли только приказывать, считая даже, что всякие излишние рассуждения только подрывают авторитет власти; вторые – вследствие своей малой культурности не были способны подняться выше интересов «своей колокольни» и осознать интересы широкого государственного значения. Положение же ухудшалось ещё тем, что все представители русской интеллигенции были отброшены к концу 1916 г. правительством в лагерь оппозиции. И в результате вместо того, чтобы слышать из уст представителей своих более образованных классов слова бодрости и разъяснения, народные массы слышали только критику, осуждение и предсказания неминуемой катастрофы… Страна была окончательно деморализована. Из такого тыла не мог уже вливаться в армию дух бодрости, такой тыл мог только вносить в армию дух разложения»

Характерный пример – поэты Серебряного века, из которых только единицы вроде Гумилева отправились на фронт, а большинство предпочло правдами и неправдами избежать призыва в армию или при случае избавиться от службы, как это сделал Сергей Есенин.

Поэтому бессмысленно говорить о том, могла ли Россия победить в Первой Мировой, если бы не грянули две революции. Революции в той обстановке были неизбежны, к ним все шло и свержение Николая II, а потом и приход к власти большевиков стали закономерным результатом войны, в которую не надо было влезать.