Эрмитаж более 20 лет занимался просвещением, но теперь этим занимаются все и это уже не так актуально. Поэтому мы стремимся делать то, что может только Эрмитаж.
М.Б. Пиотровский.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа не был нескромен, он был точен. 7 декабря 2018 года останется в истории музея, как одна из тех дат, без которых Эрмитаж был бы просто крупным хранилищем. Сложнейшая работа, множество людей, большие деньги, невероятное везение и перед глазами петербургской публики 11 картин и 4 рукописи. Мало?
Невероятно много.
Значение, которое имеет выставка работ Пьеро делла Франческа в Эрмитаже, подчёркивает присутствие на её открытии посла Италии в России господина Паскуале Терраччано, а также специальное обращение к публике от Министра культурного наследия и культурной деятельности Итальянской Республики господина Альберто Бонизоли.
Произведения, созданные рукой Пьеро делла Франческа более 450 лет назад, в большинстве своём – фрески, которые были написаны на стенах храмов в различных регионах Италии. Картин, написанных этим мастером, сохранилось совсем не много может 47, может 49. Большая часть хранится в музеях Италии, Испании, Великобритании, но также и в частных собраниях, в том числе в США.
Выставки работ Пьеро делла Франческа не часты. Каждая из них – событие. Даже одна или две работы, представленные публике за пределами Италии – почти сенсация. Как отметил министр культуры Италии, ещё не было попытки собрать в одном зале такое количество работ этого мастера. Любое перемещение этих шедевров строго регламентируется и вызывает множество беспокойств.
Городской музей Борго-Сансеполькро вынужден был 30 ноября 2018 года опубликовать специальное разъяснение относительно местонахождения двух фрагментов фресок – портретов Святого Джулиана и Святого Людовика.
Надолго ли?
Выставка творчества Пьеро делла Франческа в Государственном Эрмитаже проводится в период с 7 декабря 2018 года по 10 марта 2019-го. Работы размещены в Главном музейном комплексе, в Пикетном зале. На всё время работы экспозиции вводятся дополнительные часы по вторникам, четвергам и субботам с 18.15 до 21.00. В это время выставку можно посетить по отдельным билетам, которые, однако, не дадут права осмотра других экспозиций Эрмитажа.
Пьеро делла Франческа. Монарх живописи.
Именно так назвали выставку её организаторы. Первым так именовал художника Лука Пачоли, в сочинении «Сумма арифметики, геометрии, отношений и пропорций». В книге, написанной в 1494 году, Лука Пачоли писал:
Собственно перспектива, без сомнений, ничего бы не значила, если бы ей не сопутствовали законы математики, как в полной мере доказал наш соотечественник, монарх живописи нашего времени Маэстро Пьеро делла Франческа…
Знаменитый основоположник современного бухгалтерского дела так отдел должное, человеку, который привил ему любовь к математике. Сам Пьеро делла Франческа – провинциал и простолюдин, выросший в тихой итальянской глуши, имел в жизни два увлечения: математику и живопись. Именно синтез науки и вдохновения и составляет основу его творчества. В этом была и новизна подхода и та фундаментальность, которые позволили художнику уже в самые первые годы войти в лучшие дома Италии и получить множество важных заказов.
Его работы на христианские сюжеты и портреты хранят в себе не только следы великой эпохи. В них скрыты секреты пропорции и перспективы, изучению которых Пьеро посвятил фактически всю жизнь. В его родном Борго-Сансеполькро в Тоскане есть музей, который называется просто: «Дом Пьеро делла Франческа. Пространство мысли.»
Пространство мысли.
Именно мысль, воплощённая в формулах, рассчитанная, точно выписанная, согласно правилам геометрии и есть главная составляющая работ мастера и художественных, и научных. В зрелом возрасте, Пьеро делла Франческа свой опыт, свои открытия, свои наблюдения описал в книгах, которые на несколько столетий стали учебниками для художников Европы.
В интервью изданию «The Art Newspaper Russia», куратор выставки Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, так говорила о влиянии художника на последователей:
Какие-то ученики были, он оказал влияние на Луку Синьорелли и Мелоццо да Форли, но это не та школа, как у Леонардо, за которым ездили во Францию, сидели рядом и смотрели в рот. Кстати, выставки, которые проходили в Европе, в том же Форли, просматривали влияние Пьеро вплоть до ХХ века. Кураторы нашли его черты и в кубизме, и у Сезанна, и у других художников, особенно у итальянцев 1920–1940-х годов. Иногда мне кажется, что это несколько натянуто, а иногда нет.
Мастерам эпохи Возрождения было свойственно серьёзно заниматься вопросами теории цвета, композиции, перспективы, но только Пьеро разрабатывал не одно из возможных направлений, а искал верное сочетание, правильные способы синтеза света, перспективы, пропорций человеческого тела. Именно это делает его живопись особенной, как сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:
В блестящей толпе гениев итальянского Возрождения он занимает особое место – очень высоко и немного в стороне от других.
Цикл фресок «История Истинного Креста», который называют вершиной всего кватроченто представлен на выставке в Эрмитаже фильмом «Фрески Пьеро делла Франческа», киностудии Land Comunicazioni
Этот цикл художник создал для Базилики Святого Франциска.
Посмотреть это монументальное произведение, состоящее из множества частей можно только в Ареццо.
Что привезли в Эрмитаж?
Кроме этого, 3 книги, ставшие ядром научного наследия Пьеро делла Франческа.
Трактат «О перспективе в живописи» - главная книга художника, представлена в двух экземплярах. Один - список из Палантинской библиотеки, Монументального комплекса Пилотта в Парме, а второй – рукопись, исполненная самим Пьеро делла Франческа. Его предоставила библиотека Паницци, Реджо-Эмилия.
Из Флоренции, из библиотеки Риккардиана привезли другой знаменитый фолиант «О спиралях Архимеда». «Трактат об абаке» предоставила Национальная центральная библиотека Флоренции.
Эксперименты с перспективой и интерьером.
Эрмитаж не впервые смело трансформирует свои залы, для выделения основной идеи выставки. Иногда это, кажется, чересчур смело, иногда вычурно, но случается и так, что между предметами и композицией интерьера возникает резонанс, который создаёт совершенно невероятное ощущение – погружения внутрь эпохи, предмета и атмосферы.
Пикетный зал Эрмитажа – пространство камерное. Оно для небольших групп посетителей. Однако весьма скупыми, аскетичными средствами оформители выставки: А.И. Шелютто, И.В. Чекмарёва, Т.Б. Журавлёв, расширили это пространство, создав ощущение бесконечности, лёгкости, прозрачности и умиротворённости, так свойственные картинам делла Франческа.
В полной мере ощутить этот эффект смогут только те посетители, которым повезёт оказаться в зале в одиночестве, но это маловероятно.
Человек в центре.
Работы, которым уже более 450 лет поражают воображение чистотой и яркостью красок. Они пропитаны солнцем, покоем и уверенностью. Всё них вокруг и для человека. Человек как идеал, как совершенство, но с характером, с чертами, присущими именно конкретной модели.
Картину, которую организаторы сделали обложкой выставки называют «Портрет мальчика, Гвидобальдо да Монтефельтро (?)». Именно так – через запятую и со знаком вопроса. Нет никакой уверенности, что это именно портрет герцога тирана и поклонника таланта Рафаэля. Тем не менее так могло быть, ведь для родителей Гвидобальдо - Федерико да Монтефельтро и его супруги художник создал знаменитый парный портрет. Особенность этих картин, хранящихся теперь в галереи Уффици (Флоренция) в том, что с обратной стороны каждого портрета, художник написал аллегорические сцены триумфов властной четы.
Портрет мальчика несёт следы традиций медальерного искусства. Профиль – это оттуда. Характер персонажа, кажется скрытым от зрителя. Поза совершенно нейтральная. Нет ничего, кроме самого мальчика. Но если присмотреться, можно заметить, что спина выпрямлена, маленькие, тонкие губы крепко сжаты, взгляд прямой. В образе читается уверенность и недетская твёрдость, решительность.
По такой же схеме создан и другой портрет, который покажут публике в Эрмитаже – «Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста» (Лувр, Париж).
«Мадонна Сенигалия» - одна из поздних работ мастера, в ней, как считается сошлись воедино и математические выверенные формы, и совершенство освещения, и чистота красок, и точность перспективы, и совершенная пропорциональность. Её называют квинтэссенцией творчества Пьеро делла Франческа.
Отдельного внимания заслуживает и «Благовещение», верхняя часть полиптиха «Святого Антония» из Национальной галереи Умбрии, в Перуджа. Эта работа известна как гимн линейной перспективе, изучению которой так много сил и времени посвятил художник. Эта работа ещё никогда не покидала стены своего музея за всё время, которое она там находится. Сам факт вывоза этой работы не то, что за пределы Италии, но и за пределы Перуджа – беспрецедентен.
________________________________________________
Пьеро делла Франческа 1412 (?) – 1492, уроженец Борго-Сансеполькро, Тоскана, Италия. Живописец, учёный, автор работ по теории живописи, неоднократно занимал посты в администрации Борго-Сансеполькро.
Вадим Сафонов