Найти в Дзене
Радио России

Мозг и игра: бедная психика!

Игровая индустрия стала не менее влиятельной, чем кинематографические "фабрики грёз", футурологи предрекают создание виртуальных вселенных, где будет жить человечество. Что происходит с психикой, с организмом человека, активно погружающимся в игру? Почему хрупкие женщины зачастую в игре стремятся стать свирепым троллем, а бородатые программисты выбрать себе роль юной принцессы? Беседуем с кандидатом психологических наук доцентом Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Наталией Богачевой.

Всемирная организация здравоохранения официально включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств. Это решение вступит в силу не ранее 2022 года. Но в наше время мир компьютерных игр стал неотъемлемой частью современной культуры, по компьютерным играм проводятся чемпионаты мира, собирающие аудиторию болельщиков гораздо более многочисленную, чем у традиционных видов спорта. В виртуальном мире работники министерств водят танки, семиклассники возглавляют отряды спецназа, пенсионеры становятся друидами и эльфами. В странах Восточной Азии компьютерные игры стали современной религией, а профессиональные игроки гораздо популярнее астронавтов и поп-звёзд.

До сих пор ученое сообщество какого-то единого мнения по поводу зависимости от видеоигр не выработало. Идут споры как о том, чем полезны видеоигры, так и о том, чем они опасны и вредны. Зависимость от игр обсуждается с 1995 года. В обществе тоже есть и сторонники, и противники.

Основной признак игромании по МКБ – это нарушение контроля за игровым поведением. Человек не контролирует то, когда он начал играть, когда закончил, сколько денег на это потратил и так далее. Есть достаточно страшные истории про то, как люди умирали играя в компьютерные игры. Они единичны, но обеспечивают настоящую общественную панику по этому вопросу.

В чем привлекательность мира игр? Исследования показывают, что игровая мотивация различается от жанра к жанру, она разная у мужчин и женщин, разная для игроков онлайн- и офлайн-игр. В офлайн-играх разворачивается какая-то другая реальность, человек погружается в какую-то историю, отыгрывает определенную роль. В онлайн-играх есть мотивация, связанная с достижением, с тем, что ты можешь достичь успеха в этой деятельности, а игры дают нам возможность довольно просто ощутить какой-то успех, какие-то достижения. Успех связан с выработкой в головном мозге дофамина, который отвечает за мотивацию – поощрение со стороны собственной физиологии организма продолжать что-то делать...