Чемпионат Мира по футболу прошел и оставил в наследие 12 стадионов по всей стране.
Пока по экранам нам говорят, что большая часть денег, выделенных на Чемпионат Мира, израсходована на инфраструктуру городов, я решил посмотреть на суммарную смету строительства непосредственно самих арен и оценить каждый из проектов по нескольким параметрам. Так ли эффективна постройка футбольных арен? Есть ли реальная потребность в их строительстве? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете ниже.
Поделил обзор на 2 части (получился очень объемный), в первой расскажу вам по отдельности о 7 стадионах. Во второй части рассказ пойдет о 5 оставшихся стадионах, их заключительном сравнении и итоговом выводе.
Поехали!
«Самара Арена»
Печальный самарский пейзаж. На заднем фоне Россия будущего, на переднем плане Россия прошлого. Проблема в том, что эта самая Россия прошлого преследует нас до сих пор. «Самара Арена» — самый большой стадион из построенных к ЧМ-2018. Высота — 60 метров, площадь — 156 тысяч квадратных метров. Стадион расположен в самой высокой точке города и внешне похож на космический корабль, на котором прилетели пришельцы, чтобы поработить все население Самары.
Вместительность арены — 44 900 зрителей.
Стоимость возведения арены — 18,2 миллиарда рублей.
В целом стадион получился довольно-таки неплохим. На одном из этапов строительство чуть не сорвали и стадион называли самым проблемным (да-да, проблемнее, чем в Питере), но сейчас стадион готов принимать у себя матчи Чемпионата Мира и вроде как все в порядке.
Как вам стадион внешне? Я не сильно люблю футуризм, но здесь дизайн весьма неплох. Надеюсь, что качество работ соответствует размаху и всё это не развалится через 5–10 лет.
Чтобы добраться от Самары Арены в центр нужно будет потратить около часа на общественном транспорте с одной пересадкой. На время Чемпионата Мира будут курсировать бесплатные шаттлы.
На собственном автомобиле практически в 2 раза быстрее, около 30–35 минут.
В Самаре не так много знаковых мест и появление такого объекта должно быть положительно воспринято городской общественностью. При правильном развитии инфраструктуры и территории около стадиона, место может превратится в новую точку притяжения. Очень надеюсь на это!
Стадион «Калининград»
Стадион гораздо скромнее, чем в Самаре, но это не делает его хуже. Стадион расположен на острове Октябрьский между руслами рек Старая и Новая Преголя. После чемпионата он будет называться «Арена Балтика»
Вместительность арены — 35 000 зрителей.
Стоимость возведения арены — 17,8 миллиарда рублей.
Небольшой уютный стадион для маленькой команды второго по силе дивизиона страны. И вроде бы все ок, но стадион все еще отстаёт по срокам строительства.
Вот, что было месяц назад:
Еще один минус стадиона — его стоимость. 18 миллиардов, нет ну вы серьезно? За обычный и неприметный стадион? В Европе подобные стадионы строят за 80–120 миллионов долларов(5–8 миллиардов рублей).
К сожалению, новых фотографий не так много и тяжело понять текущее состояние территории вокруг стадиона.
На общественном транспорте из центра города до стадиона можно добраться 2 путями без пересадок. У вас уйдет примерно 30–35 минут.
На автомобиле вы доедете буквально за 15 минут, что не может не радовать.
В общем хотели без размаха построить европейский стадион, подходящий для маленькой команды, а получили очередной дорогостоящий объект.
«Екатеринбург Арена»
«Екатеринбург Арена» это не новый стадион, а реконструкция старого стадиона «Центральный». Проект предусматривает сохранение фасада старого здания, представляющего историческую ценность как памятник сталинского неоклассицизма.
Вместительность арены — 35 000 зрителей.
Стоимость возведения арены — 12,7 миллиарда рублей.
Вообще, с Екатеринбургом сложилась пожалуй самая комичная и тупая ситуация, какая только могла сложиться. Стадион «Центральный» был построен в 1957 году и отслужил практически 50 лет, первая реконструкция началась в 2006 году и завершилась в 2011 году. Вместительность расширилась до 27 000 человек. До реконструкции вместительность не нашел, но полагаю, что она была не более 15 000 человек. Стоимость реконструкции 3 миллиарда рублей.
P.S. Средняя посещаемость матчей Урала тогда была не более 8000 человек. На кой хер им понадобилось реконструировать тогда стадион я не знаю.
Выглядеть он стал примерно так:
А сначала было так:
Перед Чемпионатом его решили еще раз реконструировать, не ну а чо?
Выдвигались различные проекты, например вот такой проект:
Остановились в итоге на этом:
А получилось вот так:
Как тебе такое, Илон Маск?
В 2017 году The Telegraph признал стадион самым уродливым в мире. Тяжело не согласиться.
Шикарный вид с задних рядов выносной трибуны.
Почему нужно было реконструировать стадион 2 раза за 10 лет? Почему нельзя было построить новый стадион? Почему нельзя было сразу разработать проект без выносных трибун? Почему?
Ладно, давайте про транспортную доступность стадиона. Благо стадион заложили еще в середине 20 века, а значит добраться до него из центра можно очень быстро. 15–20 минут на общественном транспорте и 10 минут на личном автомобиле. Ну хоть где-то победили.
«Ростов Арена»
Особо нечего написать про «Ростов Арену». Просто очень хороший стадион. Да, бюджет немного подраздут для такого проекта, но где он не раздут? Ростовчане получили отличную арену, да и запрос на футбол в городе есть. Не сомневаюсь, что местные жители арену полюбят и 50% заполняемость стадиона, как минимум, обеспечена.
Вместительность арены — 45 000 зрителей.
Стоимость возведения арены — 19,8 миллиарда рублей.
Ну как вам? Просто и без излишеств. Пока Стадион в Ростове мой фаворит. Очень интересно, какого качества будет реконструкция набережной рядом со стадионом.
Арена имеет просто суперское местоположение, очень рядом с центром города, но на другом берегу.Странно, но я не смог построить маршрут на общественном транспорте прям до самого стадиона и Google мне предложил топать 30 минут пешком.
На автомобиле у вас уйдет примерно 15 минут.
«Волгоград Арена»
«Волгоград Арена» сдана в эксплуатацию 3 апреля 2018 года. Цветовая гамма стадиона отражает фирменные цвета местного клуба «Ротор». Арена расположена неподалеку от Мамаева кургана. Кстати, в Волгограде в отличие от Екатеринбурга, не стали заморачиваться и просто снесли устаревшую арену, а нее месте воздвигли вот такого красавчика.
Вместительность арены — 45 000 зрителей.
Стоимость возведения арены — 17 миллиардов рублей.
На первый взгляд, всё просто отлично. Отличная локация, более-менее грамотное расходование бюджетных средств, визуально арена смотрится просто превосходно. Но после Чемпионата Мира арена перейдет волгоградскому клубу «Ротор». Чуете подвох?
«Ротор» витает на грани банкротства уже несколько лет. А буквально неделю назад выяснилось, что команда покидает ФНЛ. (второе по силе первенство страны по футболу)
Кто будет ходить на матчи второго российского дивизиона? Как будет заполняться эта арена? Совершенно непонятно.
Очень красивая арена, мой фаворит в визуальном плане. Печально, что уровень арены и местной команды настолько далеки друг от друга.
Ах да, чуть не забыл. На содержание стадиона футбольному клубу будут ежегодно выделять субсидии из бюджета. В 2018 году будет выделено субсидий на сумму 275 миллионов рублей. Похожая история будет происходить практически с каждым построенным стадионом. Первые 3 года государство за свой счет будет помогать с содержанием арен. Что будет дальше? Не знаю. Но текущее состояние ФК «Ротор» не позволит ему содержать такую арену.
Зато с транспортной доступностью всё в порядке. 30 минут на общественном транспорте из центра и вы на стадионе.
На личном автомобиле, как обычно, гораздо быстрее. В этот раз даже в 3 раза. Всего лишь 10 минут и вы уже на матче!
«Казань Арена»
«Казань Арена» была открыта еще в далеком 2013 году. это первый стадион, построенный к Чемпионату Мира 2018.
Вместительность арены — 45 400 зрителей.
Стоимость возведения арены — 14,4 миллиарда рублей.
На фасаде арены расположен крупнейший в Европе медиаэкран на спортивном объекте: его площадь составила 3,7 тыс. квадратных метров.
Арена выглядит очень современно, без старомодных элементов. Арена выполнена в красно-зеленых цветах, фирменных цветах клуба «Рубин».
Потребность в арене была существенной. В Казани футбол любят и с удовольствием на него ходят. Посещаемость выше, чем в среднем по РФПЛ, а сам «Рубин» иногда радует казанцев очень достойным результатами. Никаких вопросов по строительству быть не может.
На общественном транспорте из центра до стадиона приемлемые 30 минут.
На автомобиле буквально 12 минут и вы на месте.
«Казань Арена» пример качественного российского стадиона, который был построен в нужное время и в нужном месте. Нам есть с чего брать пример!
«Мордовия Арена»
Стадион в Саранске открылся в апреле 2018 года. В основу внешнего вида сооружения легло солнце — главный символ древних мифов и легенд мордовского народа. Очень круто, что в дизайне стадиона сделали отсылки на историю народа и города.
Вместительность арены — 44 200 зрителей.
Стоимость возведения арены — 16,5 миллиардов рублей.
Играть с цветами в архитектуре нужно очень осторожно. Шаг влево, шаг вправо и здание уже выглядит нелепо. Мне кажется, что в данном случае цветной стадион очень даже кстати. Во-первых, у него есть легенда и своя история, что очень важно. Во-вторых, это новое яркое и красивое пятно в городе Саранск. Как и в истории с Самарой, в перспективе стадион и пространство вокруг него могут стать новой точкой притяжения для горожан.
С футболом в Саранске последнее время всё плохо. «Мордовия» в следующем сезоне вернется в ФНЛ из второго дивизиона. (обменялись местами с «Ротором») Нужен ли такой стадион городу? Вопрос открытый.
Почему-то Google отказался строить маршрут для общественного транспорта и предлагал мне каждый раз пойти пешком из центра. Пешком путь займет 30 минут. Думаю, что общественный транспорт в Саранске все-таки есть и он доставит вас меньше, чем за 30 минут до стадиона.
На автомобиле буквально 5–10 минут до стадиона из центра города.
Противоречивый стадион в Саранске получился. Слишком много пришлось потратить для такой арены.
Послезавтра продолжим. На очереди Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Сочи.
Автор канала Город Будущего в телеграме.
Мой Инстаграм.
Мой Ютуб.