В преддверии выхода новой темы курса «Изображение в структуре новых медиа» Дениса Протопопова, мы публикуем отрывок из текста, в котором описана одна из первых выставок кибернетического искусства Cybernetic Serendipity.
Полная версия будет доступна 7 декабря в разделе «Тернии и Звёзды» на сайте Проекции.
Компьютеры и искусства
Выставка Cybernetic Serendipity проходила в лондонском Институте современного искусства в 1968 году. Это была первая выставка, посвященная отношениям между искусством и новыми технологиями.
Куратору Ясе Рейхардт (Jasia Reichardt) удалось еще до того, как машинное искусство нашло свое место в художественном мире, собрать вместе работы, созданные композиторами, инженерами, художниками и математиками, которых объединяло использование компьютеров и алгоритмов.
Название выставки тяжело перевести на русский язык. О первом слове – кибернетический, мы в целом имеем представление и без перевода. Оно происходит от греческого слова κυβερνητική, что можно перевести как «искусство управления».
Второе слово, Serendipity, перевести на русский язык сложнее. В целом, это означает интуитивную проницательность. Впервые это слово было использовано в частном письме английского писателя Хораса Уолпола в 1754 году. Оно восходит к легенде о трех принцессах из Серендипа (старое название Цейлона), которые путешествовали по миру и чего бы то ни было они не увидели или не пожелали, они в скором времени находили нечто лучшее. Уолпол использовал это слово в значении способности делать те или иные открытия случайным образом.
Именно эти два концепта объясняют концепцию выставки Яcи Рейхардт. Экспонаты реагировали на внешние стимулы и отвечали с помощью звука, света или движения. Использование этих устройств для создания изображений, видео и стихотворений в конечном счете приводит к тем самым удивительным случайным открытиям.
На выставке было представлено около 100 работ различных авторов, здесь же мы рассмотрим лишь несколько, чтобы сформировать представление об этой значимой выставке.
Работы или роботы
Хорошим примером устройства с обратной связью является скульптура SAM польского художника Эдварда Игнатовича. SAM состоял из четырех микрофонов и “позвоночника”, который с помощью особой гидравлической конструкции двигался в разные стороны. Простая электронная схема приводила в движение “шею”, используя сигналы, которые считывали микрофоны. Особенностью поведения этой скульптуры было то, что она реагировала не на все окружающие шумы, а лишь на голос посетителя, который подходил к ней близко.
Работа американо-корейского художника Нам Джун Пайка “Робот К-456” представляет собой антропоморфного робота на радиоуправлении, который был способен двигаться и проигрывать звуки. Изначально он был мужеподобным, но в результате ему придали женский пол. Это размышление и теле и технике и комментарий к тезису медиатеоретика Маршала Маклюэна, который говорил о технологиях как о дополнении человеческого тела. Здесь тело человека полностью заменено, а взаимодействие с кибернетическим устройством открывает для человека новый спектр ощущений и эмоций.
Помимо прочего, Яся Рейхардт на своей выставке разместила работы Майкла Нолла, одного из первых авторов цифрового искусства. Он был сотрудником лаборатории Bell Labs и создал одно из первых сгенерированных на компьютере изображений “Квадратура Гаусса”. 99 точек объединены 100 точками. Их координаты выглядят случайно, однако они подчиняются математической формуле.
Так сложилось, что первыми цифровыми художниками были ученые, так как они по роду работы имели доступ к компьютерам. Поэтому Рейхард разместила, в частности, работы Нолла, чтобы показать сильную связь между наукой и машинным искусством того времени.
Текст: Денис Протопопов
Редактор: Юрий Гудков
Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.