Материалы для исследования биографии главной музы Владимира Маяковского до сих пор целиком не доступны. Однако интерес к личности Лили Брик и ее вкладу в культуру не угас до сих пор. В Подмосковье есть несколько мест, связанных с Брик - это Малаховка, Пушкино, Старая Руза, Переделкино и окрестности Звенигорода.
После отчаянного обращения Лили Брик к Сталину с жалобой на бюрократические препоны, мешающие печати произведений поэта, в СССР началась кампания повсеместного насаждения творчества Маяковского. Стала знаменитой фраза Бориса Пастернака - Маяковского стали вводить принудительно как картошку при Екатерине. Заметим, что несмотря на эти слова, Лиля Брик одной из первых поддержала Пастернака, когда началась его травля.
С 1930-х в ее домашнем литературном салоне в Спасопесковском переулке был эпицентр всей советской литературы и культурной жизни. И где бы не бывала Лиля Брик - ее окружали талантливые люди, у музы был дар открывать таланты, знакомить их между собой и поддерживать людей искусства.
Подмосковье застало Лилю Брик в разные периоды её жизни. В 1915 году в Малаховке она познакомилась с Владимиром Маяковским, который изначально ухаживал за ее сестрой - Эльзой. “Мы сидели с ней и с Левой Гринкругом вечером на лавочке возле дачи. Огонек папиросы. Негромкий ласковый бас: “- Элик! Я за вами. Пойдем погуляем?” Жаль, темно, не разглядела Маяковского. Огромный, кажется. И голос красивый”- писала она в книге “Пристрастные рассказы.”
Летом 1919 года Лиля Брик снимала дачу с Маяковским в Пушкино. “Адрес: "27 верст по Ярославской ж д., Акулова гора, дача Румянцевой". Избушка на курьих ножках, почти без сада, но терраса выходила на большой луг, направо — полный грибов лес. Было голодно. Питались одними грибами. На закуску — маринованные грибы, суп грибной, иногда пирог из ржаной муки с грибной начинкой”.
Лиля Брик вспоминает: “Володя научил меня любить животных. Позднее в Пушкине на даче мы нашли под забором дворняжьего щенка. Володя подобрал его, он был до того грязен, что Володя нес его домой на вытянутой руке, чтобы не перескочили блохи. Володя назвал его Щен. Выросла огромная красивая дворняга. Зимой 1919 года, когда мы страшно голодали, Володя каждое утро ходил со Щенкой в мясную и покупал ему фунт конины, которая съедалась тут же около лавки. В нашей совместной жизни постоянной темой разговора были животные”.
В Пушкине на даче крестьянина Румянцева Маяковский написал “Необычайное приключение”. Заканчивается стих общим выводом, к которому приходят поэт и Солнце: "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!"
Вот, как пишет об этом Лиля Брик: “По вечерам сидели на лавочке перед дачей, смотрели на закат и на носящегося задрав хвост Щенку маленького. Закаты бывали самые разные, ослепительно-красивые, но кончались они неизменно тем, что солнце медленно и верно закатывалось и остановить его было невозможно! Владимир Владимирович рассердился и написал об этом стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”.
Есть еще одно подмосковное место, где бывала Лиля Брик - это Старая Руза, Дом творчества композиторов. Сюда Лиля Брик приезжала к своим друзьям и, по совместительству, соседям по Кутузовскому проспекту - композитору Родиону Щедрину и балерине Майе Плисецкой, которые жили на даче №11. Многолетняя дружба с Плисецкой началась в 1949 году. "У Бриков всегда было захватывающе интересно. К концу 1950-х, думаю, это был единственный салон в Москве”,- вспоминает балерина в своей книге “Я, Майя Плисецкая.”
Сегодня сложно представить, что когда-то поездка в Дом творчества композиторов "Руза" была престижным мероприятием, признаком вхождения в элитный круг. До сих пор в Старой Рузе музыканты и туристы могут отдохнуть в старых, но легендарных домиках, где репетировал Ван Клиберн и писалась песня “Подмосковные вечера”. ДТК “Руза” исполнилось 80 лет, здесь бывают потомки знаменитых советских композиторов, вспоминая своё детство.
Третьим мужем Лили Брик с 1938 года стал писатель, исследователь биографии Маяковского Василий Катанян. Именно с ним она жила в легендарном Переделкино с конца 1960-х. Идею создания этого культового места подал Максим Горький, который в 1933 году рассказал Сталину, что на Западе писатели отдыхают в домиках на природе. Было решено за государственный счет построить посёлок для отдыха и работы литераторов. Проекты для домов в Переделкино создавал немецкий архитектор Эрнст Май - лучший специалист по массовому жилому строительству.
Важно отметить, что период жизни в Переделкино случился уже после того, как Лиля Брик пережила забвение и травлю. Её убирали с фотографий, где она была вместе с Маяковским, ее имя исчезло из публикаций. Все это произошло после выхода в свет в 1958 году тома “Литературного наследства”, где были опубликованы письма поэта к Лиле Брик с ее предисловием и текстом предсмертной записки поэта.
Дача, на которой жила Лиля Брик в Переделкино - улица Павленко, дом №4 - была построена в 1933 году среди сосен на берегу озера. Первым здесь жил драматург Александр Афиногенов, автор пьесы "Машенька". Позже дом отдали семье писателя Всеволода Иванова, а уже после его смерти второй этаж был предложен Лиле Юрьевне Брик.
Вот как она описывает Переделкино в своих воспоминаниях: “Мы сняли на зиму комнату в Переделкине - с центральным отоплением и канализацией. Все время жить там не собираемся, но будем часто ездить и я хочу навести красоту и уют, чтобы жить не кое-как. А по-человечески - с коврами, креслами, занавесками и красивой посудой. Домработница там есть”.
Последнее место в Подмосковье, связанное с легендарной музой, - поле под Звенигородом близ деревни Бушарино, где 7 мая 1979 года был развеян её прах. Почитатели поставили на этом месте валун, на котором выбиты ее инициалы Л.Ю.Б. Эти инициалы были выгравированы на кольце, которое ей подарил Владимир Маяковский. Если читать эти инициалы по кругу- получится бесконечное “люблю”.
Современное состояние памятных мест Лили Брик в Подмосковье оставляет желать лучшего - на домике в Старой Рузе где она бывала с Майей Плисецкой, нет памятной таблички, в Переделкино, Малаховке, Пушкино также нет памятных знаков. Только под Звенигородом пытливый путешественник и почитатель таланта может найти камень с инициалами.
А ведь ей посвящал стихи не только Маяковский, но и чилийский поэт Пабло Неруда:
“Я не знал костра ее глаз
и только по ее портретам
на обложках Маяковского угадывал,
что именно эти глаза, сегодня погрустневшие,
зажгли пурпур русского авангарда.
Лиля! Она еще фосфоресцирует, как горстка угольков.
Ее рука везде, где рождается жизнь, в руке — роза гостеприимства”.
Надеюсь, что в ближайшем будущем к памятным местам Подмосковья, связанным с великой и противоречивой музой Маяковского, отнесутся с большим вниманием.
Автор статьи - Юлия Симутова. Фото: Юлия Симутова, Сергей Калугин, Wikipedia.org. Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/lilya-brik-v-podmoskove/