Рассмотрим ещё один аспект братских воинских захоронений - это паспорт 1991 года, на который сегодня ссылаются при увековечивании воинов.
При проверке захоронений убедился, что и первом паспорте ошибок не мало, порой может достигать цифры в 50% от числящихся в захоронении. Следует однако отметить тот факт, что при составлении второго паспорта захоронения, часть ошибок была исправлена, но ссылки во втором паспорте на то, что данные воины исключены, как внесенные ошибочно нет. Принцип работы тяп-ляп сделал свое дело, просто исключили. Правильно было бы предположить, что на данное количество исключенных из списка солдат должно было быть уменьшено общее количество захороненных. Правда пришлось бы объяснять уменьшение потерь, а так все просто вычеркнули и все. Чтобы не быть голословным приведу пример.
Номер захоронения в ВМЦ 67-311 Место захоронения Холм-Жирковский р-н, с. Владимирское
Как видно из паспорта, захороненными числятся 372 воина, 360 известны имена, 18 неизвестны имена.
При оформлении следующего паспорта 2014 года численность захороненных возросла до 419 воинов, причем известны все. И не указано когда было произведено до захоронение 47 воинов.
Как видно исполнение обох паспортов оставляет желать лучшее. А теперь сравним фамилии.
1. сержант Абрамов Хамза , погиб 27.11.1942, перезахоронен д.Петрово, в первом паспорте есть отчество Абакарахович, к сожалению подтверждающих документов нет.
2. рядовой Аверьянов Владимир Александрович, погиб 13.07.1942, перезахоронен д. Александровка, исключается из паспорта, т.к. был внесен ошибочно, есть подтверждающие документы о гибели по 17 стрелковой дивизии с Первичное место захоронения: Смоленская обл., Износковский р-н, д. Александровка, юго-восточнее.
3. рядовой Авансеян Макар Бабаевич, погиб 17.09.1943,перезахоронен д. Вороново, исключается из паспорта, т.к. был внесен ошибочно. По Книге памяти .Смоленская область.том 2 числится похороненным в п.Екимовичи Рославльского района.
Печатная Книга Памяти «Книга памяти. Смоленская область. Том 2»
__.__.1943
4. рядовой Авдеев Виктор Иванович, погиб 13.02.1942, перезахоронен д.Захарово, исключается из паспорта, т.к. был внесен ошибочно, есть подтверждающие документы о гибели по 9 гвардейской стрелковой дивизии с Первичное место захоронения: Смоленская обл., Износковский р-н, д.Захарово.
5. рядовой Алякшин Василий Михайлович, погиб 13.02.1942, перезахоронен д.Захарово, исключается из паспорта, т.к. был внесен ошибочно, есть подтверждающие документы о гибели по 9 гвардейской стрелковой дивизии с Первичное место захоронения: Смоленская обл., Износковский р-н, д.Захарово.
Было бы логичным предположить, что все числящиеся погибшими в Износковском районе будут убраны из данного паспорта. Ничего подобного не случилось. Еще 55 воинов 9 гв.сд, 17 сд, 222 сд, 415 сд и отдельных частей погибшие на территории Износковского района оказались внесены в список данного захоронения.
И если пройти весь список, то ошибок наберется больше 300. Причем самое необъяснимое это то, что числятся перезахороненными солдаты со станции Канютино. А ведь на территории этого населенного пункта есть воинское братское захоронение численностью 997 воинов, из которых известных нет.
На территории ст. Канютино в 1941 располагался госпиталь и эвакуационный пункт ЭП 71, потому всех хоронили на деревенском кладбище и рядом с ним. Так же здесь располагался 37 зенитный дивизион обеспечивающий прикрытие в воздуха. Все эти подразделения попали под удар немецких войск 03 октября 1941 года. Документов о гибели бойцов мало, но есть.
С кладбищами при перезахоронении вообще беда. Вот еще пример .
124 стрелковая бригада в сентябре 1943 года освобождая территорию Ярцевского района Смоленской области, тех кто пал в боях хоронила на кладбище д. Масолово. Из погребенных 36 воинов на кладбище д. Масолово Ярцевского района числятся перезахороненными в в Холм-Жирковский район:
- п.Холм-Жирковский , братское захоронение - 27 воинов,
- с.Владимирское Холм-Жирковского района , братское захоронение - 5 воинов,
- п.Казулино Сафоновского района , братское захоронение - 4 воина,
При увековечивании сейчас к сожалению, не достаточно внимательно подходят к процедуре, привязываясь к первому паспорту и к тем населенным пунктам , которые указаны в нем, не рассматривается вопрос "А есть ли до того населенного пункта дорога и была ли она в 1954 г.?". Построив карту перезахоронений в воинское захоронение иногда диву даешься, рядом в 600 м своё захоронение, а числится, что повезли за 20 км или привезли за 80 км.Такое возможно только если очки втирать и бензин списывать.
Ещё одной ложью является утверждение известны ВСЕ.
По данному захоронению можно привести следующий пример. 158 стрелковая дивизия, в полосе действий которой находится данное воинское захоронение, в боях у д. Федотцево похоронила не только известных солдат, в соответствии с записью в Книге погребения дивизии (ЦАМО фонд 6526) захоронила неизвестными 29 воинов 15 марта 1943 года. Если они были перезахоронены в данное захоронение, а погибшие воины данной дивизии и похороненные первично в д.Федотцево числятся перезахороненными в данную братскую могилу, то кто и как установил их имена, если в 1943 году не смогли сделать это.
К великому сожалению перенеся акцент плановой работы по изучению документов на акцент поиска останков можно потерять много. Что кстати уже произошло. Может кто-то похвастаться, что у него в районе есть карта на которой учтены и отражены все солдаты, кто подняты поисковиками с 1995 года по настоящее время. Не хочу обидеть поисковиков, найти останки солдата и передать на родину важно, но еще важнее аналитическая работа, которая в последующем позволит установить тех, кто сейчас остался не известным.
Не секрет что ведется работа по перезахоронению останков немецких солдат, и почему-то на памятниках у них имена. Сейчас когда доступны цифровые технологии работа с архивами по тихоньку отходит на второй план. Тот объем электронных документов, который сегодня доступен для изучения позволяет с большой вероятность выявить потери на конкретной административной территории.
Могу добавить лишь то, что удалось установить имена 127 солдат и офицеров, которые не числятся в захоронении с.Владимирское, хотя погибшие с ними сослуживцы в список данного захоронения внесены.
Практически закончив изучение потерь РККА на территории Холм-Жирковского района Смоленской области можно сделать несколько выводов:
1. Количество солдат и офицеров, не отраженных в списках воинских захоронений гораздо больше, чем ошибочно внесенных в эти списки.
2. Не знание хронологии боевых действий на данной территории привело к путанице фамилий солдат и частей.
3. Потери можно разделить на 3 группы по годам от общего количества:
-1941 год 20-25%, - 1942 год - 10-15%, -1943 год- 60-70%.
4. Для полной картины потерь в боевых действиях РККА нужно разобраться со списками пропавших без вести, потому что количество пропавших без вести по отдельным соединениям превышает количество похороненных.
Помним, гордимся, чтим.