Это уже четвёртое произведение Ремарка, которое мне довелось прочитать. И первое, о Второй мировой войне, до этого, я видел его глазами только Первую и последующие между этими войнами годы, годы Потерянного поколения.
Данный роман антивоенный, как и все творения Ремарка, но именно это и делает его таким тяжёлым для некоторых людей. Война, со всеми её ужасами, является уже с первых страниц, и мрачной тенью следует до самого конца истории, даже в те дни, когда главному герою волею судьбы, предоставлено Время Жить.
В нашей стране, у многих людей, до сего дня осталось предвзятое отношение к немцам, напрямую связанное с той самой войной, ведь сложно найти семью, чей родственник не отдал жизнь на полях сражений в то время. Но в истории, как и в жизни, судьбы людей не всегда однозначны, не всегда они делают то, чего хотят и разделяют устремления правящего большинства.
Главный герой произведения, немецкий солдат Эрнст Гребер, и как и положено солдату, он делает то что должно: воюет, выполняет приказы, убивает... Да и убивает тоже, он не всегда был таким, в мирное время, в гражданском костюме, он и сам казался себе нескладным молодым человеком, но в этой книге, мира очень мало.
На данном этапе войны, Эрнст как и большинство его сослуживцев, понимают что война проиграна, понимают, что они воюют лишь за то, что бы нацистская верхушка как можно дольше ещё держалась у власти, воюют - без надежды.
Волею судьбы, Эрнсту выпадает первый за два года отпуск, и несмотря на тяжёлое положение на фронте, его отпускают домой, на три недели, три недели на то, что бы жить. Ещё по пути домой, его одолевают сомнения, он видит, как многих легкораненых солдат разворачивают назад, а отпуска некоторых солдат отменяются или им запрещается ехать домой. Эрнст видит эту агонию, но ещё не осознаёт её масштабов, он думает о родительском доме и о мирной жизни. Реальность оказывается хуже.
Родной город несколько раз бомбили, множество домов уничтожено, включая дом родителей Эрнста, сами они пропали без вести. Эрнст видел войну, во Франции, в Африке, в России, но теперь увидел её на пороге собственного дома.
Но высшее руководство этих проблем не замечает: в России идёт лишь сужение фронта, для последующего наступления, дома всё хорошо, отпускникам дают подарки... А тех, кто думает иначе, гестапо забирает за подрыв национального духа.
Война не желает отпускать Эрнста, он ходит в форме, так как его дома больше нет, живёт в казарме и ищет родителей, бегая по полуразрушенному городу, где многие жители боятся даже открывать двери. Он тратит свои короткие три недели впустую, пока не встречается с Элизабет.
Эту девушку он знал с детства, но никогда и не думал о ней, он искал её отца, врача их семьи, в поисках хоть каких-то сведений. Но доктора Крузе забрали в концлагерь, по доносу соседки, для Элизабет это почти нестерпимая мука, жить под одной крышей с фанатичкой и доносчицей, жить, не зная что с отцом, и не зная, что будет с ней самой завтра.
Именно тогда Эрнст и начинает по настоящему жить, ради любимого человека, ради встреч с ней, но его, казалось бы бесконечный отпуск, подходит к концу. Но за это время он успел пережить многое: безумный страх за любимую, перед гестапо, перед вражескими налётами; он увидел всю суть царящего тогда режима; узнал, что его родители живы, но так и не встретился с ними. Он отправился назад, на войну, Время Жить прошло, наступало Время Умирать.
Показательными были его отношения со старым другом Альфонсом Биндингом, функционером СС, тот первым предложил Эрнсту помощь и всячески помогал ему в течении всего романа, искал его родителей, помогал с продуктами. Но Эрнст так и не смог заставить себя забыть, кем был Альфонс, и кому он служил, причём не на фронте, как солдат - пушечное мясо, а тут в тылу, выискивая предателей и сводя личные счёты.
Роман наглядно показал, все те ужасы, которые переживает народ, любой народ, во время войны: гибель близких, постоянный страх, разрушение дома. Немного утешает что Эрнст и Элизабет, нашли в этом мрачном мире, немного времени для любви, такой пример показателен, это доказывает, что даже в самоё тёмное время, всегда остаётся место, для надежды! Даже если этого времени так безнадёжно мало!