Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Как русские … не с теми монголами на Калке бились (немного исторических заблуждений)

Оглавление

Опять, вводные будут короткими: ниспровергатели официальной истории крайне удивлены фактом тотального разгрома Южной Руси и половцев 31 мая 1223 года на реке Калке. При вполне себе положительном балансе сил — в пользу «красных», наших то бишь. Канал много посвятил этому вопросу времени и статей, осталась заключительная.

Которой разберем: с какими именно монголами бились «три Мстислава» и хан Котян. Это были не милые мирные общинники с берегов Керулена и Онона на лохматых лошадках. Совсем другие… И жили они не так уж далеко от границ Руси.

Река Калка — это всего лишь конечная точка долгого, дерзкого, невероятно наглого и авантюрного рейда корпуса Субэдея-багатура и Джебе-нойона из Средней Азии в Восточную Европу (через весь воинственный Кавказ). А начало эта история берет… в 1209 году.

Государство Западное Ляо — туда отправимся. Живут там кара-кидани (кара-китаи), потерявшие свою монгольскую империю Ляо в результате восстания чжурчженей. Откочевавшие на запад в сторону Туркестана, захватившие большую часть Средней Азии. Построившие в Семиречье свою федерацию, довольно хитроумно разрешив парадоксы сосуществования кочевников и оседлого населения. Именно их государственная модель — станет прототипом Империи Чингисхана.

Охота киданей (Иллюстрация из открытых источников)
Охота киданей (Иллюстрация из открытых источников)

В прошлой статье специально оставил за рамками анализа военное дело кара-киданей. Сейчас самое время, ведь воевали они почти беспрерывно на новой родине. Против очень могущественных держав и многочисленных степняков. В период восхождения Темуджина на белый войлок Великого Хана — кара-кидани окорачивают бунтующих уйгуров, провоцируют восстания на западных рубежах чжурчжэньской империи, в своих «коренных землях». Этих свирепых вояк они постоянно стравливают с монгольскими племенами. Но самый напряженный дипломатический и военный фронт — обращен в сторону Хорезма.

Мятеж в Западном Ляо уйгуров стал сигналом к началу освободительного движения мусульман Восточного Туркестана против кара-киданей. Знаменем борьбы был найманский вождь Кучлук. Он появился на границах Средней Азии в 1204 году.

До этого пытался сплотить монгольские племена, опрокинуть Чингисхана… но был изгнан за пределы Монголии. Кучлук-хан быстро сориентировался в бурлящем недовольством и мятежами Западном Ляо. Провернул гениальную и простую операцию: захватил Гурхана на охоте. Убить его не решился — опасался бунта своих же «киданей». Их отряды были главной ударной силой войска. Гурхан стал ширмой-марионеткой при Кучлуке, получив бесполезный титул «верховный император».

Конец Западного Ляо.

Обезглавленная держава рухнула. Кучлук стал всего лишь завершающим аккордом. Раздерганные внутренними неурядицами, восстаниями среднеазиатских народов, военными чувствительными поражениями от гуридов и Хорезма — кара-кидани слишком поздно осознали свою безалаберную внутреннюю и внешнюю политику. Заигрались, одним словом. А политика гонений на мусульман Кучлука — снесла волной народного гнева и его самого.

А в 1218 году на границах бывшего Западного Ляо поднялись клубы пыли — припожаловали монголы 20-тысячного корпуса Джэбэ-нойона. Началась двухлетняя война, логичным концом которой стало полное падение земель кара-киданей под ударами захватчиков. Народ раскололся. Многие перешли на сторону «двоюродных братьев» с берегов Онона и Керулена, помогали Джебе добивать меркитов, выдержать первый удар Хорезмшаха Мухаммеда в битве у Караку.

Часть — откочевало в самые разные стороны. В земли Хорезма, во владения багдадского Халифа. Чтобы быть настигнутыми волнами последующих монгольских нашествий, потом влиться в народности казахов, узбеков (дешкипчакских), киргизов, ногайцев, башкир (род «катай»), каракалпаков, даже гагаузов. Среди калмыков они известны под родовым именем «хатай-хапчин».

Кара-кидани в китайских летописях (Иллюстрация из открытых источников)
Кара-кидани в китайских летописях (Иллюстрация из открытых источников)

Особый корпус.

Джебе-нойон высоко оценил возможности и боевые качества кара-киданей. Немудрено, с их-то почти трехсотлетними воинскими традициями и лучшей экипировкой Средней Азии. После первой пробы сил против Хорезма со знаменитым темником Чингисхана ушли около пяти тысяч хозяйств-кочевий. Они стали визиткой воинства Джебе, его авангардом. Позже к ним присоединились все перешедшие на сторону монголов Чингисхана кидани.

Когда началось вторжение в Хорезм, Джебе формирует свой тумен (с множеством вспомогательных отрядов) именно из кара-киданей. Под копье встало более десяти тысяч воинов. Командует ими некто Измаил. В китайской хронике «Юань Ши» его называют высоким сановником при последнем Гурхане, владеющем многими землями около Ферганы.

Та же китайская летопись повествует о его достижениях и подвигах подле Чингисхана и Джебе-нойона. Корпус кара-киданей сначала направили прикрывать левый фланг вторжения — против курдов Ширван-шаха. На минуточку, самых свирепых вояк Востока, из чьей среды вышла семья великого Саладина. Из курдов-наемников тот сформировал ядро своей новой армии. Гонявшей в хвост и гриву крестоносное братство по всему Ближнему Востоку.

После штурма и уничтожения Шемахи — кара-кидани влились в корпус Субэдея-багатура. Вторглись вглубь Кавказа. «Юань ши» пишет: они нанесли поражение войскам грузинских князей, взяли город Хэ-линь (Черную Рощу). «При горе Тер» впервые столкнулись с … «а-ло-сы»… А вот тут — стоп. Русских в Китае называют (официально) — «э-ло-сы-джен». Это сейчас. В более древние времена писали: «о-ло-сы», «у-ло-сы», «у-лу-сы»... и бинго — «а-ло-сы». Буквы «р» не найдете — ее просто нет в китайском. Это как «Урал» — на их манер звучит «Ула»-«Улалин».

Так что… кара-кидани схватились с нашими непутевыми князюшками и половцами, выходит. Разбили их. Дальше летопись «Юань ши» божится, что именно Измаил (со своим отрядом) захватил «Ми-чжы-сы-ла». Это вроде как — князь Мстислав, выходит. Как бы не Киевский. Лингвисты не возражают? Но не под «щитами» его удавили. Отправили на расправу к Джучи, старшему сыну Чингисхана. По приказу Джебе. Как Мстислава казнили— подробностей нет. Но — казнили…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Дальше подвиги экспедиционного корпуса не окончились. Они схватились с канглами. Это тюркское большое племя на севере Хорезма, кочевало между Сырдарьей и Волгой, в Приаралье. Потом корпус Джебе растрепал (усмирил) кипчаков-половцев. Расхождение с официальным маршрутом рейда незначительное. Дальнейшая история кара-киданьского корпуса — это неуклонная дорога к славе и признанию.

В 1225 году Чингисхан нападает на Тангутское государство (Западное Ся). Измаил представлен Великому Хану, щедро одарен (всю поднесенную добычу вернули) и обласкан титулом «битхэши». Подробностей, как ураганили против своих заклятых врагов кара-кидани, — нет. Но известно из других источников — геноцид был страшный. Чингисхан, взбешенный потерями и яростным сопротивлением, приказал системно уничтожать все города и деревни вместе с жителями. Измаилу было пожаловано звание «Покровитель западных стран». Такая вот история, в китайском летописном изложении «Юань Ши». Признан документ правдивым, не подделка точно...

Военное дело

кара-киданей будем разбирать, поскольку многие сомнения (особенно про завоевание Кавказа и Калку) всегда одолевали. Это каким таким чудом легкая конница монголов-нирун могла уронить Ширван-шаха с его курдами, панцирных грузин, русские лучшие дружины, половцев с аланами в придачу. Что за терминаторы такие?

Итак, что известно доподлинно. Кара-кидани находились в перманентном воинском противостоянии последнюю сотню лет (еще более ранние традиции — тоже не забываем). Среднюю Азию держали в кулаке не красивыми речами и комфортным государственным устройством — грубой силой, по-другому не бывало. Выдержали все попытки помножить на ноль их — со стороны воинственных сельджуков и Газневидов. Государство «Западное Ляо» постоянно находилось в мобилизационном режиме. Вокруг армии Гурхана, подозреваю, всё и крутилось. Налоги, экономика, торговля, строительство и т.д. … Жить в осажденной крепости-державе — занятие непростое. И дорогое.

Персы, китайцы и другие источники немало оставили сведений — как все было устроено. Армия формировалась по еще старой (со времен Ляо) традиционной киданьской системе. Десятичной. Но самой мелкой тактической единицей был не «десяток», а «пятерка». Не изобретая велосипедов — древнее титулование командиров сохранилось почти целиком. Особенности возникли тоже сами собой — поскольку появились многочисленные вспомогательные подразделения из новых народов. Тоже со своими традициями воинскими.

Основа армии кара-киданей — кавалерия. Общая численность во времена расцвета Западного Ляо — достигала 160 тысяч, бают. Верится так себе, с этой Ордой можно было мир завоевать, до Антарктиды включительно. Так что… неизвестно сколько их было. Но 85 тысяч — точно могли собрать. В начальный период истории Западного Ляо. По переписи «хозяйств» с их обязанностью выставлять по требованию Гурханов — по одному воину.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Тактика.

Какими исключительными тактико-боевыми качествами могли обладать кара-кидани? Очевидно, небывалой по эффективности разведкой и очень боеспособными авангардами. Этому их научила изощренная сигнальная и пограничная система рубежей Китая. Преодолеть ее можно только благодаря точным сведениям самого широкого спектра, стремительностью, слаженностью и нокаутирующим ударом с марша.

Иначе любой набег захлебнется в осадах крепостей, укрепленных лагерей, население успеет укрыться за их стенами, в городах. А расковырять многочисленных регуляров Поднебесной в полевых сражениях — тоже не фунт изюму. Так что — били по частям, не давали собираться, тактика обходов-засад-заманиваний процветала. Подкрепленная железной дисциплиной.

То, что потом приписывалось исключительно монголам Чингисхана, — распространение ужасающих слухов на территории противника перед вторжением, полное и обязательное уничтожения бегущего противника — давнее киданьское изобретение, их «фишка». Использование пленных при осадных работах — тоже.

О железной дисциплине говорит факт, что на ночевку кидани становились не абы как. А соорудив полевой лагерь, степные ванегбурги из телег и кибиток. До трети личного состава задействовалось для глубокой разведки, секретов, охраны. Долговременные лагеря (на своей и чужой территории) обносились стенами, даже башенки с воротами строились. Для многочисленной ночной стражи ставились шалаши, весь распорядок на постое подчинялся сигналам рогов и барабанов.

Садиться на боевого коня (шел на поводу за ездовым) разрешалось только после объявления общей тревоги, кормить обязывалось его особо усердно. В больших рейдах с киданями путешествовал и передвижной арсенал с запасами стрел, юрты ставились на телеги. Ничем особенным вооружение их не отличалось. Разве что не было чересполосицы и пестроты, как у монголов-нирун. Где один в доспехе, другой — без. И гонка за любым трофейным панцирем.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Обе державы, Ляо и Западное Ляо, обладали серьезной производственной базой по изготовлению защитного вооружения. А стрелы… были экспортным товаром, сотнями тысяч штук продавались в Корею и дальние китайские провинции. Это к вопросу… откуда у монголов было столько этого метательного снаряжения. Поточным методом изготавливалось, с этого бедняки зарабатывали… Кидани научили серьезно готовиться к войнам чжурчженей, а те — Чингисхана, дорогие ниспровергатели ига и монголов.

Источники отмечают, всё было организовано по принципам военной логистики Китая. Большие охраняемые арсеналы на границах, в ключевых крепостях и городах. В железные панцири были одеты даже рядовые воины-кавалеристы. Эти единообразные ламинарные шлемы и доспехи были хорошо узнаваемы во всей Центральной Азии. Ламелляры с нашитыми на кожу полосками железа — у них почти не встречались. Боевые кони киданей также были защищены доспехами.

Боевые тактики малоизученны и спорны, ничего не буду навязывать. Соотношение легкой, средней стрелковой и тяжелой копейной кавалерий в тумене — не известно. В каком порядке они вводились в бой при полевом сражении — не описано. Не их это стихия, вообще. Но если уж вдруг… Из аналогий в голову приходит только тактика … мамлюков. С их постоянным «дыханием моря», волна за волной непрерывными наскоками. Постоянным обстрелом из луков. Чередующихся неожиданными ударами панцирников, в плотных шеренгах. С мудростью изматывающего боя: «Аллах любит даровать победу к вечеру».

Не привыкшие к такой дисциплине, рыхлые и неспешные мусульманские армии, разобщенные на феодальные отрядики и родо-племенные подразделения, — крепко хлебали лиха от первого Гурхана Елюй Даши. Его потомки тоже в грязь лицом не ударили — армия «кара-киданей» была сильнейшей на западе Центральной Азии в XII веке. Судя по перечню командиров, которые историки относят именно к кара-киданям, — их боевой опыт высоко ценился монгольскими полководцами.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы такие:

если опереться на китайскую летопись и провести примитивный анализ ситуации о боевых возможностях кара-киданей Западного Ляо, картина сложится такая. На реке Калке дружины Киевской Руси встретили превосходящего в тактике противника. С более сбалансированным арсеналом. Лучше экипированного и защищенного. Это был тумен Джебе-нойона из кара-киданей. Тяжелая и стрелковая кавалерия на нормальных среднеазиатских боевых лошадках.

Почему-то считают, что они были легкой конницей. Второй тумен был под началом Субедей-багатура. В его распоряжении были монгольские «нукеры». То еще лихо. Статья уже пишется — скоро посмотрим, кем там командовал «железный пес Чингисхана»…

Дальнейшие выводы — за Читателем. Насколько точна история, как внимательно делаются в ее среде выводы, пишутся учебники, проводится сравнительный анализ. Но получается — русским противостояли среднеазиатские конные дисциплинированныерыцари. Которые били тех, кто бил хваленых крестоносцев… Есть над чем поразмыслить.

Продолжение следует…

-8

Читайте по теме: