Если бы эта история не была правдой, ее бы стоило придумать.
22 декабря 1919 года в зимнем лесу на юге Моравии, неподалеку от деревни Биловице-над-Свитавой, что рядом с городом Брно, было холодно. Но это не остановило писателя Рудольфа Тесноглидека, судебного эксперта Йозефа Тесаржа и будущего художника Франтишка Коуделку от похода за рождественской елкой. И вдруг в лесной глуши они услышали странные звуки. Друзья прислушались. Это был детский плач.
Трое мужчин пошли на звук и вскоре увидели огромную ель. Между ее корнями лежала маленькая девочка, уже посиневшая от холода — в чепчике и рубашке, накрытая тонким одеялом. Все, что могла малышка — это негромко хныкать. Ее закутали в пальто, отнесли в находящуюся неподалеку сторожку, а потом — в полицейский участок. Позже девочку отвезли в детскую больницу в Брно.
Вскоре выяснилось, что девочку зовут Лидушка — уменьшительное от Людмила. На тот момент ей было семнадцать месяцев. Матерью малышки оказалась женщина по имени Мария Косоурова. По ее словам, отцом ребенка был некий русский военнопленный, отправленный на полевые работы рядом с Брно. Они познакомились, когда еще не закончилась Первая мировая война, и Лидушка появилась на свет 8 июля 1918 года. Имени отца девочки история не сохранила.
Дальше Мария рассказала, что родители, узнав о внебрачном ребенке, выгнали ее с дочерью из дома. Сначала она надеялась, что сможет устроиться к кому-нибудь служанкой. Но никто не хотел нанимать на работу молодую мать с дочерью, отец которой неизвестен. Тогда она обратилась за помощью в чешскую благотворительную организацию «Чешское сердце», но не нашла там никакой поддержки. И, отчаявшись, женщина унесла ребенка в лес. На суде Мария утверждала, что не собиралась таким образом избавиться от Лидушки. Она рассчитывала, что найдется сердобольный человек, который подберет девочку, и все время пряталась за деревьями, чтобы убедиться, что кто-то отыскал ее дочь.
Суд приговорил Марию к пяти месяцам тюрьмы строгого режима. Рудольф Тесноглидек считал, что она легко отделалась. Он написал статью, которую опубликовала газета Lidové noviny. В ней были такие слова: «мать оправдывалась так, как будто повторяла трогательный рассказ, рассчитанный на наивных читателей. Но на самом деле подсудимая является женщиной сильной, здоровой, жаждущей лишь наслаждений жизни, и выслушала приговор с невозмутимым спокойствием, даже не справившись о своей маленькой Лидушке».
Маленькую Лидушку, тем временем, забрала к себе зажиточная семья Полаковых. Ее глава работал метрдотелем. Год спустя Тесноглидек съездил к ним, чтобы убедиться, что с девочкой все в порядке. По его словам, он был счастлив увидеть «взгляд светящихся больших бездонных глаз, выражения которых не передал бы и большой поэт… В них было столько радости жизни, возвращенной ей случайно, жизни, чей ужас ей довелось пережить, самой того не осознавая».
Рудольф Тесноглидек был человеком чувствительным и склонным к депрессии. Да и сложно быть жизнерадостным оптимистом, когда, например, твоя первая жена совершила самоубийство через два месяца после свадьбы, во время совместного путешествия молодоженов по Норвегии. История Лидушки глубоко потрясла его. Он написал по ее мотивам трогательно-романтический рассказ «Под рождественским деревом».
Но на этом история не закончилась. Вдохновившись традицией рождественских елок в Дании, он предложил устроить что-нибудь подобное в Чехии. 13 декабря 1924 года на площади Свободы Брно поставили первую в стране общественную рождественскую елку — ее назвали Деревом республики. Это было не просто праздничное украшение. На площади собирали деньги для детей, которые нуждались в помощи.
В следующем году примеру Брно последовали еще три чешских города. А в 1929 году таких городов стало уже 64.
Тесноглидек лично выбрал первую елку для Брно в лесу возле Биловице. И по сей день сохранилась традиция ставить на брненской площади Свободы ель, выросшую именно в этих краях. Деньги на благотворительность у елки в Рождество и Новый год тоже продолжают собирать. Сейчас этим занимается чешский «Красный Крест».
Вскоре выяснилось, что собранной суммы достаточно на строительство детского дома. Его проект в функционалистском стиле бесплатно разработал архитектор Богуслав Фукс. 8 декабря 1929 года, детский дом был торжественно открыт. Его назвали в честь Дагмары Богемской, дочери чешского короля Пршемысла Отакара I, выданной замуж за правителя Дании Вальдемара II. Х
Рудольф Тесноглидек не дожил до открытия детского дома. Как я писал выше, он был человеком депрессивным. 12 января 1928 года создатель традиции общественных рождественских елок в Чехословакии работал в своем кабинете в редакции газеты в Брно. Вечером, когда кроме него в редакции почти никого уже не было, он дописал статью, затем достал из ящика письменного стола револьвер и застрелился. Никто из родных и друзей Тесноглидека так и не смог внятно объяснить, почему он это сделал.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Понравилась история о Лидушке и новогодних елках? Не забывайте ставить лайки, оставлять комменты по делу и делиться статьями с моего канала в социальных сетях.