Найти тему
Samdig

Пожар в Сокских штольнях 13 декабря в Самаре. Есть 9 пострадавших! Видео спасательной операции из первых рук

Честно говоря, за мои десять лет работы в Поисково-спасательной службе Самарской области это был одно из самых интересных случаев. Этот отчет я бы хотел наполнить своими мыслями и эмоциями, чтобы это не было просто сухим неживым текстом. Очень хочется поделиться впечатлениями и хронологией действий, внести ясность в ситуацию, чтобы сразу дать ответ на большую часть комментариев по этому происшествию

Меня зовут Ушаков Александр, я сотрудник ПСС, старший дежурной смены. В ту злосчастную ночь ряд решений был принят мной и согласован моим руководителем, Моцарем О.П. Формально, я был ответственным за действия и бездействия сотрудников, находившихся в тот день на дежурстве. Фактически же действиями спасателей руководил Моцарь.

После трагических событий мая 1999 года, когда в результате несчастного случая погибли четыре студента и три спасателя, Сокские штольни и для спасателей, и для администрации Красноглинского района все еще остаются больной занозой. Больше, чем за 20 лет это отношение так и не изменилось.

Все началось с сообщения диспетчера в начале четвертого ночи: «Пожар в штольнях».

Приготовили снаряжение, отправились на место. У нас нет никакой точной информации, совершенно непонятно, кто вызывал, где проходят границы дыма, есть ли там люди и сколько?

Решил позвонить своему старому другу, опытному спелеологу и просто надежному человеку Петру Якубсону, так как он был в этом месте прошлым вечером. И его информация могла оказаться очень важной. С его слов стало понятно, что люди там есть, причем, как минимум четыре человека, которые решили заночевать в лагере «Альтернатива». Впрочем, не удивительно, потому что на дворе ночь выходных! Конечно, очень плохо, что внутри есть люди, но счастье, что теперь мы знаем их местонахождение!

Схема Сокских штольней
Схема Сокских штольней

Вскоре мы оказались на месте. На улице трескучий мороз. На парковке у выхода стоит авто, что подтверждает нашу информацию о том, что там, скорее всего, есть люди. Из прохода валит дым, дышать нечем.

Быстрее всех на месте оказалась служба пожарной охраны. Затем, чуть раньше нас приехали люди из военизированной горноспасательной части. Они уже готовы пройти внутрь и исследовать воздух. Тем временем, мы собираемся проверить альтернативный вход в систему. Другой вход находится примерно через сто метров от основного и имеет забавное название «очко». Дыма там больше, поэтому решили даже не пробовать зайти через него.

Параллельно ребята занялись изучением записей в журнале посещений. Четких записей, конечно же, нет, поэтому решили отталкиваться от слов Петра о количестве людей.

Тем временем, в половине пятого появились результаты проб воздуха. Как показал газоанализатор, ПДК угарного газа превышена в 12 раз. То есть, дышать там определенно нельзя.

В 4-45 внутрь пошли наша группа: Александр Ременюк, Артем Кулаков и я. Взяли с собой катушки с проводом и по два баллона. Нужно было понять, где проходит граница задымления и попробовать добраться да «Альтернативы».

Мы с Ременюком знаем место больше пятнадцати лет, да и вообще прекрасно ориентируемся в популярных местах. А Кулаков и вовсе за неделю до этого выиграл в соревнованиях по подземному ориентированию. Так что компания собралась мощная, ничего не скажешь!

Внутри нас встретили куча мусора и густой дым. Фонарь просто упирается в стену дыма, маска запотела, ничего не видно! Всюду дым, ориентироваться сложно, словно находишься в незнакомом месте. Пытаемся обходить места с наибольшим задымлением. Страшно просто переломать себе ноги на этих завалах. А впереди только неизвестность и ужасная видимость.

Когда добрались до лагеря «Маяк», решили вернуться и сменить баллоны. Возвращаться по полевому кабелю одно удовольствие! Снаружи доложили обстановку, подготовили оборудование. Тем временем, ребята наладили свет, организовали транспортировку баллонов в ближайшую пожарную часть для заправки. В общем, работа кипела!

В половине седьмого мы были готовы для нового захода. Наших аппаратов должно было хватить чуть меньше, чем на полтора часа ненапряженной работы. С нами ребята из горноспасательной части с регенеративными респираторами, которые защищают 4 часа. Шесть баллонов приготовили и взяли с собой для людей внутри. Каждый из них имеет запас воздуха на 40 минут. Кроме того, взяли кучу фонарей и другие приспособления.

Мы добрались до нудного лагеря за 20 минут. К счастью, газоанализатор показал, что здесь вполне можно дышать без средств защиты. Загруженные по самое немогу бойцы ВГСЧ просто обливались потом. Мы им очень благодарны за то, что они дотащили все оборудование и баллоны.

Люди, которых мы искали, мирно спали на месте. Целых 9 человек! Этого мы не ожидали! Ну почему же они не написали количество в журнале на входе? Ответа нет. Но делать нечего, нужно думать, как их отсюда выводить. Баллонов то всего 6 штук.

У нас было два варианта. Один из них — вести всю группу целиком через систему штолен номер 3 или выводить сначала шесть, а потом троих оставшихся. В процессе успокоили их разговорами, помогли собраться. Среди пострадавших были даже те, кто впервые в штольнях! Небольшое напряжение, конечно, было, но нам удалось с ним справиться.

Все вместе мы добрались до лагеря Маяк. Там все еще можно было дышать, но вот уже дальше пошел дым. Решение приняли следующее: выходим частями. Собрали первых трех пострадавших, объяснили, как передвигаться и дышать, заверили всех, что паниковать не надо, что воздуха хватит до выхода. На выход пошли Ременюк, я, трое горноспасателей и шесть наших туристов. В лагере остались трое и Кулаков, так как он знает, как в случае чего добраться до дальнего входа, плюс двое горных спасателей с газоанализаторами. Если бы дым стал распространяться не по плану, они должны были пройти вглубь системы и в самом крайнем случае выходить через задний ход.

Нашу группу на выход вел я. В начале пути дыма почти не было, поэтому туристам могло показаться, что мы шутим. Но вскоре задымление стало все плотнее и плотнее. Появился страх, что у кого-то может кончиться воздух или отказать аппарат. Мы несколько раз останавливались, чтобы все проверить.

За несколько метров до выхода где-то сзади раздался характерный свист! Его издает аппарат, когда заканчивается воздух! Оказалось, что он просвистел у одного из пострадавших, который был достаточно крупным. Понятно, что у него раньше всех стал заканчиваться воздух, он ведь всю дорогу дышал очень интенсивно. Пришлось проверить давление и заверить его, что она обязательно успеть дойти и все будет хорошо!

Ура! Свежий воздух! Мы выбрались на поверзность. По связи выяснили, что у ребят на Маяке все в порядке. Меняем оборудование, возвращаемся назад.

К девяти утра мы вывели оставшихся трех человек. К счастью, ни у кого никаких повреждений. После этого мы погружались внутрь еще пару раз, пытаясь найти очаг. Людей больше не было. А сам очаг таился где-то глубоко внутри. Сил искать его и дальше уже не хватило. Так что, мы вернулись на выход и договорились с сотрудниками МВД о дежурстве на входе.

ЧВ этот раз повезло и туристам, и спасателя. Туристам в том, что пожар был не слишком сильным. И в этот день в системе тяга все время менялась и была больше на поверхность. Нам повезло, что мы знали, в каком лагере должны были остаться на ночь люди. И очень важно, что среди спасательной группы были опытные спелеологи. Если бы что-то пошло по другому сценарию, итог мог бы быть менее счастливым.

-3

Я хочу поблагодарить всех, кто был со мной на операции в ту ночь. А выводы прошу сделать самостоятельно. От себя могу сказать, что вряд ли кто-то из читателей всерьез оценил ситуацию. Многие говорят, что это штатный случай. А я считаю, что само по себе под землей ничего не горит. И такое повторяться совершенно точно не должно!

Автор: Ушаков Александр — Спасатель ПСС СО.

Редакция: Моцарь Олег Петрович — Начальник ПСС СО.

Ременюк Александр — Спасатель ПСС СО.

Кулаков Артем — Спасатель ПСС СО.

Савельев Андрей — Зам. командира пункта ВГСП г. Самара.

Целик Ян — Спасатель ПСО.