Найти в Дзене
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.56): ОСУЖДЕНИЕ БОГОМ НЕЧЕСТИВЫХ

Оглавление

(Исаия 56:9—57:21)

В 56:9—57:21 приводится осуждение нечестивых вождей. Центральная тема главы 57 — контраст между семенем прелюбодея и блудницы, с одной стороны, и всем домом Бога, с другой. Искупление Иудеи от вавилонского рабства служит прообразом более великого искупления и избавления от рабства греха, совершённого Рабом Божьим.

ОСУЖДЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ ВОЖДЕЙ (56:9–12)

«Все звери полевые, все звери лесные! Идите есть. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лёжа, любящие спать. И это — псы, жадные душой, не знающие сытости; и это — пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего — на свою корысть. "Приходите, — говорят, — я достану вина, и мы напьёмся сикеры. И завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше"» (56:9-12).

В параллельной конструкции «Все звери полевые, все звери лесные» созываются на пир (ст. 9). Что (или кого) должны они пожрать? В сходном пророчестве Иеремия сказал, что Господь призвал зверей «пожирать» Иудею (Иер. 12:7–9). Глава завершается осуждением «стражей», которые «слепы», «немых псов» и «пастырей бессмысленных» (ст. 10, 11). В этих стихах Исаия, наверное, заглянув в будущее, возвращается, чтобы осудить вождей своего времени. То, что он осуждает, стало причиной вавилонского пленения.

«Все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего — на свою корысть», — говорит пророк об иудейских вождях. Какой печальный комментарий их полного безразличия к пути Господа! Вместо того чтобы заботиться о народе, вожди каждый день пребывали в пьяном угаре (ст. 12). То же гедонистическое настроение проявляется в жизни многих современных людей. [Гедонизм (от греч. — наслаждение) — это этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований].

ОСУЖДЕНИЕ НЕПОКОРНОГО НАРОДА (57:1–13)

Их равнодушие к смерти праведника (57:1, 2)

Содержащееся в этих стихах учение о проклятии идолопоклонства было необходимо в дни Исаии. Чётко видно разделение общества на тех, кто искал правду в языческих культах, и той немногочисленной группой верных, следовавших за Господом. Это разделение между верными Божьими последователями и идолопоклонниками, обрисованное в 8:11–20, является как бы историческим фоном, на котором Исаия выступает здесь со своим обвинением. В том тексте Исаия говорил о причинах, приведших к разделению (включая консультации у медиумов и спиритов). Здесь он осуждает практические дела.

Вначале Исаия говорит о смерти человека, верного Господу.

«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые забираются с земли, и никто не помыслит, что праведник забирается от зла. Он отходит к миру. Ходящие прямым путём будут покоиться на ложах своих» (57:1, 2).

Пророк говорит: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу» (ст. 1). Нечестивые равнодушны и бесчувственны. Однако пророк продолжает: «Праведник забирается от зла». Речь идёт о времени до изгнания, и эти слова могут означать, что повинующиеся Богу будут избавлены от ужасов гибели их города и народа. Несмотря на падение Иерусалима, не все погибнут, потому что праведник «отходит к миру». Хотя Исаия не имел более полного откровения о вечной жизни, Он осознавал, что смерть — это ещё не конец. О праведных он говорит, что они «будут покоиться на ложах своих» (ст. 2). Это намёк на ложе как место погребения.

Их идолопоклонство и духовное прелюбодеяние (57:3–10)

«Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? Против кого раскрываете рот, высовываете язык? Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалывающие детей у ручьёв, в расселинах скал? В гладких камнях ручьёв доля твоя — они, они жребий твой, им ты делаешь возлияние и приносишь жертвы. Могу ли Я быть доволен этим? На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твоё и туда восходишь приносить жертву. За дверью также и за косяками ставишь памятные знаки твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяешь ложе твоё и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. Ты ходила также к царю с благовонной мазью и умножила благовония твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: “Надежда потеряна!” — всё ещё находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления» (57:3-10).

Далее Исаия праведным противопоставляет делающих злое. Первая из упомянутых, «чародейка» (ст. 3), открывалась духам, позволяя им контролировать своё поведение. Она стремилась к сверхъестественной информации из незаконных духовных источников. Закон Моисея строго предписывал: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18). «Прелюбодей» и «блудница» — это, вероятно, ссылка на идолослужение. Сюда, видимо, входили недозволенные сексуальные связи, распространённые в культе Ваала. В любом случае, это отражает неверность Богу, который один достоин поклонения.

Те, кто легкомысленно относится к своей клятве верности Богу, названы «дети… преступления, семя лжи» (ст. 4). Это ссылка на сознательный, предумышленный грех.

В стихе 5 мы видим две стороны ханаанских культов. До вавилонского пленения широко практиковались обряды культов плодородия, связанные с «каждым ветвистым деревом». А «закалывание детей у ручьёв» было характерно для культа Молоха с его требованием человеческих жертвоприношений.

Интересно, что «гладкие камни» и «доля» (ст. 6) пишутся с помощью одних и тех же согласных [хлк], но разных гласных. Мотьер говорит: «Какое извращение — заменить великое божественное хелек [доля, часть, удел; Пс. 15:5; 118:57] на халак, жизнь — на камень, истину — на скользкого лжеца!» Идолопоклонники решили следовать лжи. Они пожнут страшные последствия своего идолослужения. Благочестивые уверенно скажут вместе с псалмопевцем: «Удел мой, Господи… соблюдать слова Твои» (Пс. 118:57). «Удел», в этом последнем смысле, указывает на избранный образ жизни.

Жертвоприношения на высотах (ст. 7) — это ссылка на поклонение Ваалу и Астарте, ханаанским богам земледелия и плодородия. «Ставишь памятные знаки твои» (ст. 8), вероятно, означает какие-то языческие символы, выставлявшиеся людьми в своих домах и извещавшие о тех или иных сексуальных услугах. Как резко эта языческая практика расходилась с написанием на дверных косяках заповедей, демонстрировавшим верность Господу! (См. Втор. 6:4–9).

«Ты ходила также к царю» (ст. 9) может быть ссылкой на хождение к Молоху. (Транслитерация еврейского написания слова «царь» — мелек). Как бы там ни было, люди только и бегали туда-сюда, чтобы поклониться разным идолам. Им некогда было задуматься над глупостью и тщетностью своих обрядов и ритуалов. А иначе они сказали бы: «Надежда потеряна!» (ст. 10).

Беспомощность их идолов (57:11–13)

«Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверной и Меня перестала помнить и хранить в твоём сердце? Не оттого ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня? Я покажу правду твою и дела твои — и они будут не в пользу твою. Когда ты будешь вопить, спасёт ли тебя сборище твоё? Всех их унесёт ветер, развеет дуновение, а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святой горой Моей» (57:11-13).

Риторический вопрос стиха 11 — «Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверной и Меня перестала помнить и хранить в твоём сердце?» — ещё раз подчёркивает ужасную глупость идолопоклонства. Народ Иудеи обратил свои мысли к идолам, а не к живому Богу. Их «правда» (ст. 12) была лжеправедностью, основанной на смешении религии Господа с языческими обрядами. Бог заявляет: «Они будут не в пользу твою». То, что они называли «правдой», на самом деле было мерзостью. Никакое «сборище» идолов (ст. 13) не могло избавить их, когда они со слезами молились им. Обоснованно «надеяться» можно только на Господа.

УТЕШЕНИЕ ДЛЯ ВЕРНЫХ И ОТСУТСТВИЕ МИРА ДЛЯ НЕЧЕСТИВЫХ (57:14–21)

От осуждения непослушания Иудеи Господь переходит к утешению верного остатка. Он повелевает устранить все преграды с пути Своего народа. Он заверяет их, что живёт не только на высоте, но также в сердцах сокрушённых и смирённых духом. Его гнев имеет пределы, ведь иначе их дух может изнемочь. Он выразительно говорит о трудном положении нечестивых, которых сравнивает со взволнованным морем. Его последнее слово выражает не гнев, а, скорее, обещает исцеление, утешение и мир тем, кто верит в Него.

«И сказал: "Поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего". Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, Святой — имя Его: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушённых. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мной дух и всякое дыхание, Мною сотворённое. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лицо и негодовал; но он, отвратившись, пошёл по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и скорбящих его. Я исполню слово: 'Мир, мир дальнему и ближнему', — говорит Господь, — и исцелю его". А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. "Нет мира нечестивым", — говорит Бог мой» (57:14-21).

«Поднимайте, поднимайте, ровняйте путь» (ст. 14), — призывает Господь. Это путь, свободный от преград, как «путь святой» (35:8–10).

Именование Бога «Высокий и Превознесённый» (ст. 15) напоминает нам видение Исаии, в котором ему предстаёт Господь и которое знаменовало начало его служения (6:1). «Вечно Живущий» Эдвард Янг перевёл как «Населяющий вечность» — что близко выражению «Отец вечности» (9:6). Наш Бог живёт не только «на высоте небес и во святилище», но также со смиренными, «чтобы оживить дух смиренных и оживить дух сокрушённых». Псалмопевец говорил: «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнаёт издали» (Пс. 137:6). Иаков призывал христиан: «Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас» (Иак. 4:10).

Хотя Его народ был непокорным, Господь милостиво сказал: «Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться» (ст. 16). Словом «тяжба» здесь переведено то же слово в 51:22 переведено словом «отмщающий». Но если в 51:22 оно употреблено в положительном смысле, то здесь имеет негативную окраску и говорит об излитии Божьего гнева на грехи Израиля. За судом следует милость к покаявшимся. Божий гнев всегда смягчается Его любовью.

Святой Бог никогда не закрывает глаза на «грех» и на всякого, кто, «отвратившись, пошёл по пути своего сердца» (ст. 17). Господь «видел пути его» (ст. 18), потому что грехи нечестивого вопиющи. От начала и до конца книги мы видим, что Исаия укоряет народ за их греховность. Но Бог всегда готов «исцелять» и «утешать» тех, кто обращается к Нему (ст. 18).

Повторение слова «мир, мир» (ст. 19) в еврейском языке выражает превосходную степень. Это величайший, совершеннейший «мир». Господний мир доступен каждому, «дальнему и ближнему». Его принёс Князь мира, наш Господь Иисус Христос, как отметил Павел в Еф. 2:17, цитируя этот стих и соотнося его с Иисусом.

Если праведные будут иметь мир, то «нет мира нечестивым» (ст. 21). Они сравниваются с неспокойным, волнующимся морем, «которого воды выбрасывают ил и грязь» (ст. 20). Мы видим отражение истины этих слов в окружающем нас мире. Ненависть, зависть и злоба лишают людей спокойствия. Жизненный путь устлан разрушенными семьями и разбитыми судьбами. Но Творец жизни исцелит и оживит тех, кто обращается к Нему. Этот раздел завершается теми же словами, что и предыдущий, включающий главы 40—48: «“Нет мира нечестивым”», — говорит Бог мой» (ст. 21; см. 48:22).

ПРИЗНАКИ УПАДКА

Как узнать, что общество идёт к краху? Когда падает экономика или когда война маячит на горизонте, а армия не готова к ней? Когда приходят стихийные бедствия и рушится большая часть физических строений? Вы удивитесь, но ни об одной подобной трагедии речь в этой главе не идёт. Мы видим картину, которая предполагает, что истинные «строения», структуры, общества духовны по своей природе. Когда они отсутствуют или загнивают, тогда основы общества начинают колебаться, и оно деградирует. Как Исаия передаёт эту истину в главе 57?

Общество, говорит он, рушится, когда праведных либо вовсе нет, либо их слишком мало. Наша глава начинается с плача: «Праведник умирает» (ст. 1). Глядя на Илию, возносившегося на небо в огненной колеснице Божьей, Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2:12). Он правильно понял, что Илия был истинной силой Израиля. Этот один человек значил для Израиля больше, чем его физическая армия со всеми её воинами. Это же можно сказать о праведниках в любом государстве, где они есть.

Кроме того, можно сказать, что основы общества начинают колебаться, когда оно перестаёт заботиться о духовности. Кого-нибудь по-настоящему волнует Бог и Его замыслы? То, что праведники вымирали, было плохо — но ещё хуже было то, что никого это не волновало. Люди не принимали к сердцу исчезновение праведности (ст. 1). Исаия пишет: «И никто не помыслит, что праведник забирается от зла» (ст. 1). Кто-то сказал: «Трагедия не в том, что никто не молится, а в том, что никто не видит в этом необходимости».

Из книги Амоса — пусть в других условиях и в другом контексте — мы узнаём, что общество гибнет, когда главной целью людей становится беспечная праздность. Что делали люди в дни Амоса? Каков был их образ жизни? Амос говорит: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую… вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших…» (Ам. 6:1–4) В то время, когда людей призывали задуматься, хоть немного побеспокоиться, они проявляли беспечность и удовлетворяли свои эгоистичные желания.

Общество идёт к краху, когда люди забывают Бога. Бог спрашивает в этой главе: «Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверной и Меня перестала помнить и хранить в твоём сердце?» (ст. 11). В Прит. 14:34 сказано: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — это бесчестие народов». Бог — это непреложная реальность, и любой человек, народ или нация, игнорирующие эту реальность, станут порочными и бесполезными.

Бог не всегда будет взывать к нашему разуму, чтобы мы встали на Его путь. Придёт время, когда Бог предаст людей их собственному выбору. Он позволит их же грехам наказать их. Он говорит: «Нет мира нечестивым» (ст. 21). Греховность ведёт к наказанию, а наказание — к страданию.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻