Про Чуваш - Болгар (из книги Мурада Рамзи).
Про то, что Чуваши являются прямыми и основными потомками Волжских Болгар (и по языку, и по генетике теперь, и другим признакам) учеными различных стран написано много.
Кусочек работы данного автора мы приводим только для примера, что бы даже одиозные, ангажированные "татаро-булгаристы" видели, что даже их Великий богослов и историк, вынужден признавать очевидные факты: Чуваши это есть Болгары Волжские.
/ Мурад Рамзи 36 лет (1878-1914) прожил в Саудовской Аравии. Проживая там и будучи последователем суфийской ветви накшбандийа, он перевел с персидского языка на арабский важнейшие сочинения представителей этой ветви.
За всю свою жизнь Мурад Рамзи написал и опубликовал свыше 15 научных трудов, а также множество статей и стихотворных произведений. Но все же наибольшую известность ему принес капитальный двухтомный исторический труд «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулюк ат-татар» («Собрание сведений из прошлых событий Казани, Булгара и татарских царей». - Оренбург, 1908), который был запрещен царской цензурой, а тираж его уничтожен.
Родился Мурад Рамзи 25 декабря 1855 года в деревне Альметьево Мензелинского уезда Уфимской губернии, а умер 2 апреля 1934 года в городе Чугучак (Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР). /
...Но если мы поразмышляем о словах Ибн Даса, которые приводились при разъяснении [вопроса] о маджарах касательно того, что между баджанаками и страной Исгил из числа булгар начиналась первая граница Маджгарии, то все указывает на то, что существовала страна Исгил или народ исгил на юго-западе от Булгара. Это убедительное доказательство того, что баджанаки и маджгары имели [определенные] отношения к булгарам. Мы писали об этих народах. Несмотря на это, нет возражений в словах по вопросу о существовании городка Сивил (т. е. Цивильск. — ред.), который находится на юго-западе Казанской губернии, именно в местах, о которых упоминал Ибн Даса, посреди племени чувашей. И также нет препятствий к тому, чтобы сказать, что чуваши были из той части Булгарии, которая называется исгилы. Подтверждает эту вероятность одинаковое название упомянутого городка у татар и чувашей: Чувил. Эти факты наводят нас на мысль, что слово «чуваш» происходит от слова «чувил» и одно из них является исковерканной формой другого. И более близко к верному то, что ранее чуваши назывались просто «чу», подобно тому, как некоторые славянские племена называются чехами и ляхами. Таким образом, основа слова «чувил» и «чувайлы» означают ‘страна «чу»’, подобно тому, как говорится карили, янглили, булайли, бурнакили в том же смысле. Затем произносится облегченно «чуил», затем это арабизируется арабскими путешественниками и произносится исгил. Затем также с течением времени название народа по каким-то причинам изменяется на чуваш. И это мнение не является основанным на предположении и вымысле. Оно подтверждается доказательствами и доводами, помимо тех, которые мы упомянули, но не привели аргументы, [которые сейчас приводим]. Во-первых, булгары граничили с буртасами не только в последние века, но и в средние века, т. е. в эпоху, когда был построен город Казань. Об этом будет упомянуто при разъяснении его строительства и явно то, что он остается на своем прежнем месте.
С буртасами соседствует племя чувашей, являющихся из числа булгар и называвших свою страну в ранние века [словом] «Чувайли», которое исковеркали на арабский манер путешественники и превратили в Исгил. Во-вторых, отсутствуют упоминания кого-либо из путешественников о племени чуваш при упоминании всех племен и народов, проживающих на этой территории, даже русских, которые были далеко на северо-западе. И они более далеки от булгар, чем чуваши. Если бы чуваши не были частью булгар, то они упомянули бы их так, как упомянули других. В-третьих, есть много сходств во внешнем виде, чертах лица, в одежде между чувашами и булгарами Дуная, которые внешне стали христианами, но на самом деле остались в высшей степени язычества, идолопоклонства и дикости. Это сходство является следствием наличия у двух упомянутых народов их исконного элемента, [не подвергшегося] смешению с другими народами в противоположность другим группам булгар Казани, которые приняли Ислам. И когда они смешались с другими народами, то сходство между ними и чувашами исчезло. В-четвертых, некоторые булгары Казани остались в неверии (куфр. — ред.) и язычестве (джахилийа. — ред.), как становится понятно из некоторых предыдущих сведений. И нет сомнения в том, что под этими некоторыми подразумевается племя чувашей и никто иной. В-пятых, племя чермышей (сарматия) до сих , пор про тех, кто принял Ислам, говорит «стал сувасом» (т. е. чувашем). Это то, что упомянул досточтимый ученый аль-Марджани. И это указывает на то, что у них слово «чуваш» является синонимом слова «мусульмане». Это также указывает на то, что первым племенем, которое приняло Ислам, были племя чувашей, т. е. некоторая их часть. Это не противоречит тому, что я упомянул в четвертом мнении. И это указывает на единство происхождения булгар и чувашей. Первым племенем, принявшим Ислам, было племя булгар, по единодушному мнению. И в этом есть доказательство того, что народ «булгары» был известен чермышам под названием чувашей, которые были их частью. Также все жители Казани до сих пор известны у жителей Мавераннахра как ногайцы, по причине существования небольшой группы из племени ногайцев среди них. В-шестых, наличие большого количества чувашских деревень посреди населенных мест булгар-мусульман. И нет сомнения в том, что эти деревни находятся на своем исконном месте, а не по причине того, что они прибыли сюда извне после принятия Ислама жителями этой территории. И это очевидно. Что касается различий в языке, то это не указывает на этническое различие между булгарами и чувашами. Нет доказательства того, что изначально язык булгар был тюркским. Возможно, что изначально их языком был язык чувашей, затем они оставили свой исконный язык после принятия Ислама и взяли язык братьев-тюрков, которые были их соседями по той причине, что они обладали великой силой и огромной властью. И они следовали за ними в своем исповедании Ислама, в особенности если тот, кто указал им на Ислам, был из их числа и овладевал их страной много раз, как это проявляется в предыдущих разъяснениях. Власть, исполнение законов и их смешение с ними, оставление прочих языческих обычаев, принятие цивилизованности подняло их ввысь, как это наблюдается среди тех, кто принял Ислам из числа чувашей, чермышей, аров и других неверных наших времен. И это служит явным доказательством перехода дунайских булгар на язык славян и смены древних обычаев на обычаи, которые стали еще хуже, чем были: во много раз [хуже] после того, как они приняли христианство и перешли из одного угла ада в другой, более мучительный и худший, чем был. На это также указывает то, что все племя чувашей знает язык тюрков в отличие от чермышей и мордвы. Они не знают тюркского языка, кроме тех, кто живет посреди них. В любом случае, язык булгар в средние и поздние века был тюркским, и в этом нет сомнения. Досточтимый ученый аль-Марджани доказал, что то, что на надгробных камнях в начале VIII в. хиджры и в некоторых сборниках в упомянутую эпоху было написано на тюркском языке. И он много и подробно рассказал об этом. Мы оставили это по причине отсутствия необходимости этого здесь. Более того, их язык был тюркским в ранние века, не говоря уже о средних и поздних, что становится ясным из слов путешественников, которые приводились ранее. И тот, кто имеет понимание того, что мы здесь обсуждаем, для того являются доказательством слова, которые были приведены касательно надгробных камней о том, что их язык был исковерканным языком чувашей. Он был очень жестким и близким к языку чувашей. И мы приведем здесь одну из них для свидетельства. Он сказал: «Написано на надгробном камне деревни Байтиряк следующее выражение: Власть принадлежит Великому Высочайшему Аллаху. Юнус ывал хаджи Балуй. Да будет милость Аллаха широкой. Дата смерти Балуя: джиати джур джирем джите джал, саур уйах, джирем беш куан ат, т. е. хаджи Балуй умер в 727 г. (1327 г. н. э. — ред.), 25 числа в месяц быка». Наподобие этого было приведено с кладбища Таш-Билге, находящегося в городе Спасске. Это центр государства Булгар. И он сказал также, что на многих кладбищах в окрестностях Казани есть надписи, представляющие собой смешение татарского и чувашского языков. Некоторые из них на чистом чувашском языке, а некоторые из них — на чистом чермышском. Все это подтверждает то, что мы упомянули при рассмотрении [вопроса] и его слов в конце этого цитирования. Обрати внимание на то, что мы привели касательно вероятности того, что население Булгара является смесью тюрков, чувашей, чермышей и аров, несмотря на то что он (Марджани) не осмелился сделать явный вывод об этом.
Если читать книгу полностью, там постоянно прослеживается определенная ангажированность, предвзятость и ярко выраженный “Исламизм” богослова, но тем и ценнее признание им того факта: Что Чуваши есть потомки Волжских Болгар.
Приведу только один сравнительный пример исламской одиозности, ангажированности автора, когда он пишет:
1. О принятии христианства Дунайскими Болгарами.
2. О “принятии” ислама Волжскими Болгарами
- Когда булгары Дуная откололись от булгар Казани, они из огнепоклонничества перешли в христианство, и таким образом они стали подобны тому, кто омывается от мочи экскрементами. Таким образом, они перешли из категории людей ада в еще худшую группу.
- Сейчас же мы упомянем об их положении после того, как они удостоились чести принятия веры. Знай, что они облагородились верой так, что Божественная забота коснулась их и осчастливила. Они посеяли росток прекрасного древа Ислама посередине сада своей страны, подняли знамена прямого пути и шариата Мухаммада со всей заботой, чем украсили трон своего государства.
Ставьте лайки, если понравилось, и подписывайтесь на мой канал.