Ораниенбаум. Сейчас город официально называется Ломоносов, но…!? Конечно, Михаил Васильевич не причастен к борьбе 1948 г. с «космополитизмом и преклонением перед западом», когда официальным порядком переименовывались города с иностранными названиями. Однако, мой слух режет название Ломоносов, и навеваются аналогии с другими советскими периодами пристрастия властей переименовывать исторические названия городов в честь себя любимых: Гатчина – Троцк, Лигово – Урицк, Рыбинск – Андропов, Набережные Челны – Брежнев, Шарыпово - Черненко и много-много других. Удивительно, что официально сохранились железнодорожные станции Ораниенбаум и Ораниенбаум II. Если трудно выговорить историческое название, то лучше использовать неофициальное – Рамбов! И простому люду выговорить проще и как-то созвучно Ораниенбауму.
Я люблю бродить по Рамбову и фотографировать что-то для меня интересное, в голове рождаются всякие (иногда бредовые) комментарии на разные темы. Предметом фото-фиксации может быть что угодно, от монументов до современной "наскальной» живописи". За комментарии просьба строго не судить, это не более чем шутки (ассоциации с книжными или киногероями, и просто залетевшие мысли), которые не предполагают кого-то обидеть, особенно авторов творений, что украшают и не очень незастроенные пространства города.
Предлагаю несерьёзную прогулку по самым разным местам нашего города.
Диспут о названии Ораниенбаум – Ломоносов – Рамбов можно иллюстрировать надписью, размещённой к 300-летию его образования на фасаде дома, что выходит к городскому фонтану
Смотрится данное произведение, как напоминание Михайло Васильевичу, только без знаков препинания:
Официальное название должно подтверждаться монументами тому, в честь кого нарекли городское поселение. Таких памятников я знаю два. Первый – Эволюция!
Если откинуть может быть и не совсем уместную иронию, памятник Ломоносову М.В. очень удачный. Спасибо скульптору Гавриилу Давидовичу Гликману. У этого памятника насыщенная «бродячая» жизнь». Постояв на перроне Балтийского вокзала, он переместился на платформу железнодорожной станции Ораниенбаум, а в 1961 г. предпочёл перебраться на центральную улицу, где стоит и сейчас. (Владимир Журавлёв. «Скитания памятника и его автора»). Надеюсь, памятнику не захочется дальше менять место жительства на Усть-Рудицу, что в 26 км от Рамбова, в бывшее имение Ломоносова М.В., а тем более на Холмогоры в Архангельской области.
Второй памятник расположен на Ораниенбаумском проспекте (скульптор Н. С. Кочуков, архитекторы А. И. Алымов, В. Н. Рощин).
Сейчас в 2020 г футбольных ворот давно уже нет, но преданный «фанат» по-прежнему на месте.
Городская среда полна неожиданностей в виде монументов без надписей, отсутствия пояснений и авторства. Тем интересен поиск информации, особенно в наше время, когда нет нужды униженно пытаться проникнуть в какой-нибудь закрытый архив, где очень серьёзные тёти в роговых очках с великим подозрением дадут соискателю поработать с архивным материалом и только в читальном зале. Для серьёзных научных исследований, особенно по истории, без работы с живыми документами не обойтись, но для поверхностного изучения предмета и таких же комментариев глобальной паутины Интернет вполне хватает.
Одной из моих первых фото-фиксаций в Рамбове с комментариями является «странный монумент» на углу улиц Красного Флота и Александровской, который по знакам отличия был кавалером Императорского Ордена Святого Благоверного Князя Александра Невского: красная перевязь через левое плечо (на памятнике через левую подмышку, латы, видимо, мешали) и четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами. Несколько смутило отсутствие медальона в центре ордена с изображением конной фигуры Александра Невского. По значимой физиономии памятника было понятно, что это мелочи. Согласно информации из сети Интернет, сие творение называется Железный Иван, автора величают Лабутов Владимир Константинович, петергофский скульптор, художник и не только. Там же опубликована история Ивана и его жизнь в «сиреневом городе». Комментарии горожан в той же сети ничего хорошего про памятник Ивану не содержат, а я согласен с одним здравым высказыванием пользователя Александры Владиславовны (знаток города 10 уровня) в Яндекс-картах: «Ну стоит и стоит, вроде не мешает». Первым моим впечатлением было, что это памятник какой-то знатной вороне…, может быть даже Красной. Прибежавший откуда-то пёс показал своё собственное отношение к величию, написав что-то для коллег. Те понюхают и оставят собственное мнение.
Город развивается, появляются новые объекты городской инфраструктуры, которые должны соответствовать такой дате как 300-летие (один мой близкий друг это прочитал как Зоолетие). Фу, циник!
Возможно, он и не лезет, а всей своей мощью пытается стрясти заветные плоды, но тоже от голода, ведь после возведения кольцевой дороги в окрестностях Ораниенбаума перестали появляться лоси, зайцы, лисы и прочие олени! Вот и пришлось царю зверей становиться вегетарианцем.
Информацию об авторах данного произведения я пока не нашёл, везде пальма первенства и восторженные вздохи почитателей отнесены к ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Спасибо ему, что воды не жалеет.
Следующим подарком к юбилею города является лягушачий сквер на Красноармейской улице: «муниципалитет г. Ломоносов и почетный житель Ломоносова Николай Александрович Карлыханов преобразили заброшенный и заболоченный промежуток между детскими садами №№ 26 и 27, превратив его в благоустроенный сквер» (источник: https://www.citywalls.ru/). Здесь точно можно говорить про подарок к Зоолетию, первая мысль: автор обозвал жителей Рамбова лягушками и жабами, «а ещё он говорил, что вы земноводные…!» А если не ёрничать, то сквер получился очень симпатичным, здесь есть, что комментировать.
В одной скульптуре можно поймать новый взгляд на литературную и кулинарную историю Франции.
Ещё очень радует в последнее время тенденция благоустраивать внутри дворовые территории за счёт средств из личных фондов каких-нибудь депутатов разных уровней и разных созывов. Если сделано качественно, то даже не раздражает обязательный стенд, который сообщает, что данное творение создано исключительно благодаря щедрости депутата X или Y. Помимо деревянных сказочных домов, горок, лабиринтов и беседок, которые приводят в восторг ребятню, в некоторых дворах появились занятные скульптуры.
Надеюсь, что отечественный художественный фильм «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля смотрели все. Не смотрели? Рекомендую хотя бы один раз досмотреть до конца.
Самым богатым пространством по скоплению скульптур на одном гектаре является сквер перед Полярной Морской Геологоразведочной Экспедицией на перекрёстке улиц Победы и Федюнинского. Мне понятно, когда там живут представители полярной фауны, другие же ваяния вызывают вопросы.
Этот комментарий требует пояснений, потому что я сам по профессии геолог, в Антарктиде не работал, но Арктика и полярные территории мне хорошо знакомы, и что такое быть долго и далеко от дома, очень даже знаю. ("Пингвины" Семён Платонов, Санкт-Петербург. Источник: https://2dar.livejournal.com/120445.html). Так что я тоже после полевого сезона периодически приезжаю домой пингвином.
Информация из вышеуказанного источника: «На выселках (?!!!) города Ломоносов располагается здание Полярной Морской Геологоразведочной Экспедиции. Перед зданием небольшой сквер. В сквере обнаружилось множество разных скульптур. Экспедиционным путём удалось разделить скульптуры на три неравные группы. Первая - это женщины. Они появились здесь к 300-летию Ломоносова. Женщин много, но они в целом все довольно однообразные и неинтересные…». Каким таким «экспедиционным путём удалось разделить…» не понятно. Автором данного мнения является Il`dar Alexandrovich, явно мужчина, которого я бы взял с собой на один короткий полевой сезон в 4 месяца в глухую тайгу, тундру или горы. Там женщин нет совсем. В первый день появления после полевого сезона в цивилизации все Женщины Красивые, не будет однообразных и неинтересных.
Но вот такие «женщины» рождают только нечленораздельную речь с применением идиоматических выражений:
Среди полярной фауны и «довольно однообразных и неинтересных» женщин некоторое время в сторонке лицезрел природу сам Пётр Фёдорович Стравинский. Потом он понял, что не здесь его место, и перебрался на Ораниенбаумский проспект поближе к новой школе искусств его имени. Действительно, что ему делать среди полярной фауны…?
В Рамбове появился ещё один памятник – бродяга, что меня не удивляет: «Скульптура выполнена Александром Таратыновым по портрету Пабло Пикассо написанному в 1920 году». Месьё Таратынов А. нашёл свою золотую жилу. Про его другие творения в Ораниенбауме чуть позже.
А ещё в нашем городе есть шикарный парк и дворцовый комплекс, которые после «советской оккупации» возрождаются, реставрируются и постепенно становятся истинной императорской резиденцией (я не путаю, Ораниенбаум был во владении несчастного императора Петра III и императора - победителя Александра I, (но вроде тогда он был ещё цесаревичем).
В 2011 г. в парке была бродячая выставка-инсталляция произведений скульптора Таратынова А. по мотивам произведений известных художников.
Это была первая мысль, что пришла мне в голову, глядя на этот танец. Но до такого тоже надо додуматься, а ещё воплотить. Жаль, что они уехали из Ораниенбаума.
Кроме пафосных мест и центральных улиц, есть ещё и неблагоустроенные дворы, частный сектор, где авторов инсталляций отыскать даже в интернете невозможно. Пробежимся быстро, без лишних слов.
Изобретение спасателей на водах в Мартышкино.
На остановке у вокзала:
Я так люблю работать в женских коллективах, но тут позвонить не рискнул.
Путешествия, походы, экскурсии и просто шляться по улицам хороши тем, что неисчерпаемы новыми впечатлениями и находками! А сейчас у каждого с малых лет есть устройства с возможностью фотографировать. Этим надо пользоваться.
Спасибо за то, что путешествовали со мной.
Грачёв О.