Найти в Дзене
Levitov Chess

Аршак Петросян. Капитан от бога

В Армении фамилия Петросян все одно, что в России – Петров. Но если ты – армянин, носишь эту фамилию и при этом играешь в шахматы, с тебя спрос особый. Все начнут равнять тебя по Тиграну Петросяну, девятому чемпиону мира… Так было и с Аршаком, когда он в начале 70-х начал добиваться первых успехов на всесоюзной арене.

Тигран Вартанович, который был старше его на 24 года, по отечески сразу взял своего однофамильца под крыло. Он выделял в нем тонкое понимание позиции и способность ждать, которую редко встречал в большинстве своих порывистых соотечественников… Что еще расположило, не могло не расположить, – это его мягкость, интеллигентность, доброта и своего рода жертвенность, готовность без остатка работать не на себя, а на команду или друга. Он был просто прирожденным тренером, секундантом. Ведь любой практик, как бы он ни относился к своему патрону, найдя интересную идею, скорее ее прибережет для себя, а Аршак – нет, он делился, и отдавая, испытывал радость.

Петросян принадлежал к той редкой породе шахматистов, которых куда больше радуют успехи близких, а сопричастность к достижению цели ценится превыше всего…

Впрочем, Аршак и сам был парень не промах – в 16, наряду с ровесником Александром Белявским, был самым молодым мастером в стране, а в 23 бы просто обязан попасть в высшую лигу чемпионата СССР 1976 года. Но… случилась роковая партия с Фурманом. В ней Петросян красивыми жертвами довел партию до выигранного положения, – и тут вместо того чтобы дать мат в два хода в каком-то полузабытьи разменял все фигуры, и получилась ничья. После этого он лет 10 не мог выиграть ни одного турнира.

Но потом победы пришли к нему. И личных достижений у Аршака Петросяна на самом деле не так уж мало: Ереван (1980, 1984), Албена (1980), Баньё (1981), Нови-Сад (1983), Будапешт (1987), Хараре (1988), Дортмунд (1990), Вал Торенс (1992), Птуй (1993) и т.д. Просто он никогда ими особо не кичился и не выставлял напоказ, и профессиональным игроком, в полном смысле этого слова, никогда себя не ощущал. Практическая игра для него была чуть ли не перерывом между работой аналитика, когда он готовился, а чаще – готовил кого-то к соревнованиям. «Всерьез» Петросян играл, пожалуй, лишь несколько лет в преддверии развала Союза и сразу после него, когда из страны на Запад ринулись чуть ли не кандидаты в мастера, – и они стали штурмом брать тамошние опены.

Тогда же, по совету Рафаэля Ваганяна, перебрался с семьей – с женой и дочкой Софией – в Германию. Чуть позже осел уже в Венгрии, в родном городе Петера Леко, с которым его, что называется, свела судьба. Но с Арменией он не расставался ни на миг!

В 1992 году, на первой открытой для бывших союзных республик шахматной олимпиаде в Маниле, они взяли «бронзу». Петросян сыграл лишь три партии, в основном – помогал другим членам команды и… через четыре года, когда олимпиада гостила в Ереване, уже был не игроком, а главным тренером! Аршак носил это звание в течение 16 лет.

Самых счастливых в истории сборной Армении. Три победных олимпиады 2006, 2008 и 2012 годов и в командном чемпионате мира-2011 навсегда войдут в историю. Добавить еще командный чемпионат Европы-1999 и можно сказать, что крошечная Армения при тренере Петросяне забрала буквально «все золото мира». Невероятный успех!

Отвечая на вопрос, как такое вообще было возможно, скромный Аршак отвечал: «Залог успехов нашей команды в нескольких аспектах. Во-первых у нас вправду такие хорошие отношения между собой: один за всех и все за одного. Второе – это, когда вы начинаете выигрывать турнир, возникает не просто командный дух, а дух победителей, даже после отдельных неудач руки не опускаются. И третье – у нас всегда полная собранность, все члены команды каждую партию в турнире играют с абсолютной самоотдачей».

Но одно дело – просто знать все эти факторы, и совсем другое – уметь объединить силы различных, непохожих друг на друга людей, заставить их работать как единый механизм на протяжении двух недель, заряжать, контролировать и вести к общему успеху. Аршаку это удавалось как никому другому. А лучшей награды чем победа не придумать.

Так же было у Петросяна с Петером Леко, которого он принял талантливым мальчишкой, толком не нюхавшего пороха, а сделал – вице-чемпионом мира. На рубеже веков он был одним из сильнейших игроков мира – победителем Дортмунда (1999), Линареса (2003), Вейк-ан-Зее (2005) и претендентского цикла-2002. Если бы не поражение в последней, 14-й партии матча с Владимиром Крамником, то Леко стал бы чемпионом мира.

Все эти воспоминания приятно бередят душу Петросяну – одному из лучших шахматных наставников в истории. Аршак из года в год ухитрялся делать то, что другим никогда бы не было под силу. При этом каждый раз он умел скромно отходить в сторону и позволял своим подопечным греться в лучах славы, сам на нее нисколько не претендуя…