Найти тему
Павел Великанов

Как правильно общаться с неверующим?

Эфир программы «Утро на телеканале Спас». Разговор на тему: Как правильно общаться с неверующим?

С 30-й минуты, длительность 10 минут.

ЭФИР: Как проповедовать неверующим? Как правильно реагировать? Надо ли что-то доказывать…

Зачем вы хотите проповедовать неверующему человеку? Здесь есть ловушка, в которую многие из свежеобращенных легко попадают. Ловушка отождествления самого себя с теми представлениями о Боге, о церкви, о бытии, которые человек на данный момент имеет.

При таком отождествлении человек начинает рассказывать вовсе не о Христе и не о Боге, он рассказывает о самом себе. И подтекст таков: «мне это все очевидно и значит, я умный, а ты – дурак».

Есть только единственный способ хорошего и правильного подхода свидетельства о Христе, это посмотреть на ситуацию глазами того, с кем ты разговариваешь.

У святителя Иннокентия Иркутского было золотое правило. Прежде чем говорить о Боге, надо сделать так, чтобы люди тебя полюбили. Когда выстраиваются добрые отношения между тобой и другим человеком, то человек может тебе поверить. А если ты для него по определению враг, или вы находитесь в отчужденных отношениях, или он подозревает, что у вас есть какая-то задняя мысль, о которой вы вслух не скажете, но имеете ее при себе, то не получится говорить о Христе.

Есть замечательная книга немецкого автора Михаил Энде, называется «Момо». Момо – девочка, которая была бомжонком, у нее не было образования. Сюжет интересный, он вращается вокруг времени. Появляются некие серые господа, которые предлагают всем сдать свое время в банк времени, что бы потом жить в свое удовольствие. Но самая интересная там именно девочка.

Иллюстрация Анастасии Безгубовой  к книге Михаэля Энде "Момо"
Иллюстрация Анастасии Безгубовой к книге Михаэля Энде "Момо"

Дети начинают замечать, что с ней всегда интересно. Она ничего не говорит, не проповедует, не миссионерствует, не знает каких-то особых игр. Она просто никакая девочка. Но! Взрослые замечают, что если между супругами появилось напряжение, и они начали сориться, достаточно прийти к Момо, принести ей фрукты, бутерброд и сразу пелена с глаз спадает и отношения восстанавливаются. Этот автор удивительно тонко сумел показать, на сколько важно иметь правильную тональность, или дух, который жив в человеке. Он свидетельствует о себе гораздо сильнее, чем все слова, невербальные инструменты воздействия, в том числе, наши дела.

У христианина есть только одна правильная тональность – его сонастроенность Христу.

Вспомним отца Кирилла Павлова. Приходишь к нему с кучей проблем, когда все плохо, все разваливается, и, к тому же, бешенная очередь. Это означало, что в ритме жизни семинаристов к нему вообще попасть невозможно. Приходишь, сидишь, как дурак, под дверью, 5 минут, 10, 30, понимаешь, что надо уходить, встаешь. И вдруг понимаешь, что проблем –то нет. Все встало на свои места. Как будто волшебное движение и все разложено по полочкам, получил все ответы. Не говорил с ним, не видел! Происходит глубинная перестановка, переформатирование.

Об этом говорил преподобный Серафим Саровский, когда концентрировал внимание своих духовных чад, своих слушателей на том, что первично состояние духа, в котором находится человек. И все то, что есть в церкви направлено в первую очередь на то, чтобы это состояние духа настроить.

Самым ярким и правильным свидетельством о Боге является действенность Бога в конкретном человеке. Если наблюдать некую динамику, что происходит с человеком, каким он становиться до того, как пришел в церковь и условно говоря, через несколько лет. Если до и после существенная разница очевидна, это самый сильный аргумент, перед которым любые наши рациональные аргументы просто распадаются в прах.

Мы не можем иньектировать свою веру в сознание другого человека. Так же как нельзя, когда любишь кого-то, нельзя взять эту вытяжку из любви и в другого человека ввести, что бы другой человек тоже полюбит. Это одна из самых опасных ошибок, которые делаем мы – священники в наших семьях по отношению к детям.

Мы думаем, вот я обрел Бога, я нашел Церковь, нашел здесь полноту жизни, и мои дети обязаны так же пройти этот путь. Но они никому ничего не обязаны, потому что у каждого из них свой путь. У каждого из низ должна быть своя трагедия, своя личностная экзистенциальная драма. Они должны из своей глубины заорать Богу: «Господи, Ты вообще есть или нет. Где Ты?» Через это он получит уникальный опыт, на который можно будет опереться.

А если вы не считаете, как я считаю, значит вы – мой враг. Я вас уничтожу…Это никакого отношения к христианству не имеет. Хотя, соблазн большой. За счет этого можно почувствовать свое величие. Я вас всех унижаю вокруг. Мой опыт – уникальный опыт, а у вас он – ущербный, кривой и косой…

-Можно сказать, что камертон нашей христианской тональности и присутствия Христа в жизни человека является доброта?

Однозначно. Более того, такой же вопрос был задан в одной из историй современного афонского патерика. Важно, что это - свидетельство старца, жившего в XX веке. Он сказал, что за все годы подвижнической жизни он убедился абсолютно точно только в одном. Есть единственный критерий объективности присутствия духа Божия в человеке – это доброта.

Если человек в течении своей духовной жизни становится ожесточеннее, нетерпеливее, злее, большой вопрос, действует ли в нем благодать святого духа, или это тот самый феномен невротической религиозности, с которой надо не в церковь идти, а к соответствующему специалисту. К сожалению, этого достаточно много.

Я бы добавил такое понятие, как адекватность. Адекватность, как вера, что все происходящее в данный конкретный момент, происходит с Богом и в Боге. Готовность выгрузиться из своей личной, комфортной вселенной великого эго в реальный мир вокруг меня и выгрузиться не с отрицанием его, не с раздражением, не с желанием все переделать и перекрыть, а просто с благостным принятием! Эта адекватность, наверно, и есть то самое преддверие добродетели смирения, без которой доброты не бывает.

Аминь!