Найти тему

Чем отличается гуашь от акварели?

Акварель и гуашь – это самые распространенные в современном мире типы красок, которые знакомы всем с детства. Причем популярны эти краски одинаково. И те, и другие – это типы клеевых водорастворимых красок. В чем же тогда отличие акварельных красок от гуашевых? Эти краски начали использоваться еще в древности на папирусах, в средние века – в миниатюрах, в церковных книгах. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для плотности добавили белила. Но термины и разделение ввели только в XVIII веке во Франции: акварельные краски – это, легкорастворимые водой, краски на клеевой основе, гуашь-это тоже клеевые водорастворимые краски, но с примесью белил, иногда даже каолина. Их состав различен по плотности клея и пигмента. Поэтому основные свойства, отличающие эти краски — это для акварели – прозрачность и текучесть, а для гуаши – матовость и плотность.

Прозрачность акварели – это самая важная особенность этой краски, на этом свойстве основываются техники ее применения. Ее цвета более изысканные и нежные, а ее текучесть создает непредсказуемые смешения тонов, высохнув, акварель не изменяет цвета и создает мягкие цветовые переходы. Рисовать акварелью возможно на белой шероховатой бумаге или ватмане, иногда на шелке. Эти свойства краски определили, что акварель в XVI-XVII вв. начали использовать в графике и живописи. Развивалась она в Европе, ею раскрашивали фрески, гравюры, зарисовки в книгах. В XVIII в. начали популяризовать в пейзажах, в работах на природе и с натуры, модными стали портреты акварелью и миниатюры. В XIX в. приобрела популярность в США. В то же время в Италии возникла многослойная акварельная живопись, и акварель стала самостоятельным видом искусства. Но ненадолго так, как картины выцветали и к XX в. популярность акварели упала.

-2

У гуаши главные особенности – это матовость и плотность. Ее мазки называют пастозными, они четкие, плотные и шершавые, легко просматривается рельефность мазка. При высыхании цвет краски светлеет из-за наличия в ней белил. Поэтому гуашью в уже средние века делали эскизы, миниатюры, графику. В XIX в. начали широко применять в имприматурах, станковых произведениях, крупных декорациях, плакатах, в живописи, и гуашь выделилась в самостоятельную технику. Но традиционно технику гуашь относят к графике. К технике гуаши обращались Пикассо, Матис, Шагал. Но, как и акварель, хранить картины из гуаши нужно бережно в дали от солнечного света.

-3

Из всех перечисленных выше различий вытекает отличие в жанрах, где эти две краски используются. Гуашь применяют в плакатном стиле, в декорациях, в графике. Акварель больше используется в сложных техниках живописи, лессировке, миниатюрах так, как требует большего мастерства.