В 90-е годы XX века все библиотеки получили разрешение списать из своих фондов атеистическую литературу, которая была обязательна для комплектования многие годы советской власти. К счастью, Научная библиотека Музея истории религии не воспользовалась такой возможностью и сохранила все исторические документы как свидетельства эпохи для изучения истории нашего общества.
В результате у нас сохранилась очень большая коллекция антирелигиозной литературы: книги, газеты, журналы, брошюры, плакаты. В связи с революционными событиями 1917 г. и приходом к власти советского правительства полностью изменилась идеологическая парадигма государства. Религии, в том числе православие, которое исповедовала царская Россия, были препятствием для построения «светлого будущего», и одной из первостепенных задач стало их искоренение. Наряду с карательными методами активно применялась антирелигиозная агитация и пропаганда, в которой важную роль играли изобразительное искусство и литература.
Антирелигиозная литература создавалась в самых различных жанрах. Это были, прежде всего, популярные брошюры, переводные труды атеистов прошлого, хрестоматии и учебники, художественные произведения, стихи, пьесы, киносценарии. В 30-е годы издательства «Атеист», «Безбожник», «Красная новь», «Московский рабочий», «Прибой» (Ленинград), «Пролетарий» (Харьков) и многие другие выпускали миллионными тиражами антирелигиозную литературу на разнообразные темы. Наряду с книгами и брошюрами издавалось большое количество антирелигиозных журналов и газет. Журнальная пропаганда и агитация подкреплялась разнообразными формами через «Библиотеку безбожника», включавшую антирелигиозные пьесы, инструкции «Как строить общество безбожников», «К постановке антирелигиозной пропаганды», агитационные наборы «Уголки безбожника», содержавшие лозунги, плакаты, руководства.
Наиболее радикально настроенным против религии был журнал «Безбожник у станка» – иллюстрированный ежемесячный тонкий журнал, рассчитанный на рабочих, издавался Московским комитетом РКП(б) . Два первых номера вышли под названием «Безбожник». Объем журнала составлял от 16 до 24 страниц малого газетного формата, его тираж с 20 000 экземпляров первого номера быстро достиг 70 000. В 1929 − 1930 гг. выходил два раза в месяц. Журнал отличался блестящим дизайном и красочными иллюстрациями высокого художественного уровня, который обеспечивали целый ряд талантливых карикатуристов и художников : А. Дейнека, М. Доброковский, Н. Купреянов, И. Малютин, А. Радаков, М. Черемных и др. во главе с заведующим художественной частью журнала Дмитрием Моором (Дмитрием Стахиевичем Орловым), выдающимся графиком своего времени. В этом отношении журнал выгодно отличался от многих других иллюстрированных изданий. В журнале сотрудничали видные литераторы, ученые и публицисты, в частности, Демьян Бедный, П. Замойский и другие. В журнале был научный отдел, с помощью которого редакция вела научно-просветительную работу среди читателей. В нем публиковались статьи ученых: «Откуда произошла Земля», «Как установили, сколько лет земному шару», «Строение Вселенной», «Отчего мерцают звезды?», «Как произошел человек» и т.п. С апреля 1926 г. в каждом номере помещались главки «Карманного философского словаря» Поля Гольбаха, философа-материалиста XVIII в. В атеистической пропаганде и агитации редакция опиралась на рабочих, и, действительно, журнал имел успех в их среде. Так, завод «Серп и молот» регулярно выписывал 800 экз. издания. После 1929 года журнал «Безбожник у станка» был объединен с журналом «Безбожник» под эгидой последнего.
Газета «Безбожник» издавалась в Советском Союзе с 1922 года по 1941 год, вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом — еженедельно. Ее формат дошел от 4 - 8 полос малого формата до 4 полос большого формата, а тираж с 15000 к 1927 году достиг 62 540 экземпляров.
В передовице первого номера − «Религия – опиум для народа» − редакция декларировала: «Наша задача – против религиозных обманов, против церковного шарлатанства поставить слово науки. Наша задача в том, чтобы трудящийся не за гробом ждал утешения, а чтобы здесь, на земле, он боролся за жизнь, достойную человека, чтобы здесь, на земле, он установил свой трудовой рай». Газета являлась печатным органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников, главным редактором которой был председатель Союза Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман, 1878−1943), один из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства. В «Безбожнике» было напечатано более 200 статей Ярославского. Он говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки». Обладая литературным даром, всю его силу он направил на антирелигиозную пропаганду. Его перу принадлежит серия статей в газете: «Что такое библия?», «Бог до сотворения мира», «Создание мира животных», «Создание мира растений» и другие. Они составили затем его известную книгу «Библия для верующих и неверующих», выдержавшую около 20 изданий и распространявшуюся по всей стране.
С 1926 по 1941 г. в Москве издавался также ежемесячный журнал «Антирелигиозник», под редакцией Е.М. Ярославского.
«Антирелигиозник» имел объем около 130 листов и подразделялся на рубрики: «Антирелигиозное воспитание в школе», «Письма с мест», «Хроника», «Методика антирелигиозной пропаганды» и «Критика и библиография». (В рубрике «Хроника», например, содержалась подробная информация о деятельности СВБ в различных областях СССР, а в рубрике «Критика и библиография» печатались рецензии на книги антирелигиозного содержания, давались обзоры текущих публикаций на атеистические темы). Также в журнал помещали статьи и заметки против католицизма и протестантизма. Среди авторов журнала были такие выдающиеся ученые и общественные деятели, как В. Д. Бонч-Бруевич (директор Музея истории религии в 1945 - 1955 гг.), Н. К. Крупская.
Наряду с периодическими изданиями и плакатами печатались также тонкие книжки карманного формата для самой разной аудитории.
Это были методические издания, обучающие грамотному ведению антирелигиозной пропаганды в клубах и в школе, брошюрки просветительского содержания, разъясняющие происхождение и "суть" религиозных праздников, научные статьи, объясняющие природные явления (такие, как гром, молния, солнечные и лунные затмения ). Также издавалось большое количество сказок, рассказов, песенников, пьес для клубных постановок и стихов (очень популярны были произведения Демьяна Бедного) или частушек, в которых раскрывались и посрамлялись обманы и мошенничества церковнослужителей.