Несколько слов о кинематографической «франшизе» про гениального злодея
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Когда 20 июля этого года публике был явлен очередной фильм про гениального злодея, который (фильм) назвался «Тысяча и одна жизнь доктора Мабузе» (2020), то стало понятно, что данная «песня» рискует стать вечной. А потому вкратце разбираемся, как развивался образ и сколько же раз он (злодей) появлялся на экране
Доктор Мабузе был вызван к жизни фантазией немецкого писателя Ж. Норберта как некий противовес французскому Фантомасу, появившемуся буквально накануне первой мировой войны. Поскольку Германия войну проиграла, то остро нуждалась в собственном аутентичном злодее, не «дешевом авантюристе», но «злом гении»
Образ Мабузе был существенно доработан в качестве сценаристки Теа фон Харбоу, супруги гениального режиссера Фрица Ланга, который в 1922 году впервые явил образ «великого манипулятора» на экране в фильме «Доктор Мабузе – игрок». На фоне повальной депрессии фильм был очень горячо воспринят немецким обществом
Вторая лента появилась на свет в начале 1933 года и сразу же после премьеры была запрещена только что пришедшими к власти национал-социалистами. Позже Ланг утверждал, что дело было в скрытом антифашизме фильма. Однако Теа фон Харбоу была ярой поклонницей Гитлера. Причина запрета крылась в показе небольшой группы людей, которые могли парализовать работу большой «государственной машины»
Фриц Ланг воскрешает доктора Мабузе, когда вернулся из США в Германию (а именно в ФРГ), сняв в 1960 году фильм «1000 глаз доктора Мабузе». Фильм не самый выдающийся в его наследии, однако очень примечательный тем, что именно от него (а не от ранних лент) можно выводить начало «франшизы», в которой действовал неуловимый злой гений. Западная Германия переживала «приступ» реваншизма, а потому вновь срочно требовался собственный антигерой
Уже без Фрица Ланга в первой половине 60-ых годов было снято пять фильмов. Некоторые выходили даже в один год: «Возвращение доктора Мабузе» (1961), «Невидимый доктор Мабузе» (1962), «Завещание доктора Мабузе» (1962), «Скотланд-Ярд против доктора Мабузе» (1963), «Лучи смерти Мабузе» (1964). Детально рассказывать об этих фильмах не имеем смысла. Эту серию можно охарактеризовать одной фразой: от ремейка через эпигонство к полному упадку
Казалось, что на этот раз Мабузе умер. Однако было решено использовать его образ в рамках т.н. «эксплойтативного кино», в частности в действии фильма «Кричи и кричи снова» (1969), в котором в секретной лаборатории «нехороших людей» выводят сверхчеловека. Всё это сопряжено с неким количеством откровенных сцен и отсылками к тоталитаризму. Однако британцы не получили разрешения на использование имени Мабузе, а потому просто-напросто заменили его доктором Браунингом
«Маэстро» сомнительного кино Хесус Франко решили обойтись без условностей и формальных разрешений, а потому в 1972 году взял и снял «Месть доктора Мабузе». Хотя снимал всё-таки в ФРГ. Как уже можно догадаться, месть была страшной, а в части изысканий Мабузе сосредоточился на девушках
Затем был австрийский сериал «Коттан определился», который был смесью комедии и криминала. В одной серии появляется злодей, который полагал себя именно доктором Мабузе. К слову сказать, в 2010 году по мотивам сериала был снят музыкально-ироничный фильм
На фоне всего этого фильм 1990 года «Доктор М», который был снят выдающимся французским режиссером Клодом Шабролем, выглядит истинным шедевром. Шаброль не пытался спекулировать на теме некогда популярного персонажа, напротив, отдавал дань памяти великому Фрицу Лангу к его вековому юбилею. А сам фильм базируется на теме «страхов нового века», когда ужасы «атомной эпохи» и опасения новой мировой войны ушли в прошлое. Это кстати ярко показано в первых сезонах культового сериала «Секретные материалы» (мы о «страхах нового века»)
А вот режиссер Энсел Фарадж впился в «тему Мабузе» как клещ. Конечно, ещё до 2020 года в дилогии 2013-2014 годов, он пытался создать в кадре некие отсылки к традиции немецкого киноэкспрессионизма 20-ых годов (в первую очередь за счет декораций), но всё равно его фильмы воспринимаются как «творческое гешефтмахерство».