Заскочим ненадолго в самое начало 20 века, когда итальянский интеллектуал, политик, историк, философ Бенедетто Кроче извлек из-под груд старинного хлама в фамильном дворце семейства Строцци во Флоренции доску размером 245 на 82 сантиметра, которая так и вошла в историю под названием Тавола Строцци. ("Tavola" означает "доска", "столешница")
Дело в том, что на этой доске, которую один из семейства Строцци подкладывал на постель, чтобы лучше спалось, оказалось самое старинное сохранившееся изображение Неаполя, причем, со стороны моря.
Восторженные любители старины сначала даже решили, что пирс в виде буквы L – это завуалированная подпись великого Леонардо, но, поразмыслив, сошлись на том, что картину написал в 1472-1473 годах флорентийский гравер и картограф Франческо Росселли,
Во Флоренцию Тавола попала довольно просто – жестокий неаполитанский король Ферранте подарил ее флорентийскому купцу Филиппо Строцци в знак признательности за дипломатические услуги в переговорах с Лоренцо Медичи.
Итак, что же мы видим на Таволе?
Во-первых, триумфальное возвращение неаполитанского флота 7 июля 1465 года после разгрома анжуйской флотилии возле острова Искья . Но это – не самое главное.
Два холма на картине – Вомеро и Каподимонте.
На вершине холма Вомеро видны циклопические постройки, которые возвели тут анжуйцы в 13 веке. Это – монастырь Сан-Мартино и обитель Сант-Эльмо.
Сейчас под сводами Сан-Мартино находится великолепный музей, в котором, кстати, и хранится Тавола.
А с крыши Сант-Эльмо открывается удивительная картина Неаполя. Про зеленую крышу в центре – не сегодня, это отдельная 700-летняя история.
А вот на вершине холма Каподимонте на Таволе просто зеленеет лес. Королевский дворец, позже ставший музеем, тут возникнет только в 18 веке.
Смотрим на Таволу дальше. В нижнем левом углу можно разглядеть древний замок. Это – Кастель дел’Ово – "замок Яйца", самый старый замок Неаполя. Надо сказать, что сейчас он выглядит совсем не так, как раньше. Но это точно он! Просто перестроили, и, наверное, не раз.
Откуда такое название?
О! Каждый неаполитанец знает это с пеленок. В основании замка Вергилий самолично замуровал некое загадочное яйцо. Точно известно, что пока это яйцо цело, Неаполю ничего не грозит!
Тут, правда, начинаются нестыковки. Согласно Википедии, поэт Вергилий родился до нашей эры, а умер уже в первом веке, возвращаясь в Неаполь из творческой поездки по Греции и Азии.
А Кастель д’Ово построил, по разным данным, или первый король Сицилии Рожер II (1095-1144) или даже его сын Вильгельм. Налицо «фоменковский» 1000-летний разрыв в истории.
Более того, в Неаполе Вергилия считают не только поэтом, но и магом. Он, например, записал в книгу все песни, которые когда-либо сочинили на Земле. Правда книга утонула вместе с поэтом, когда тот решил проверить предсказание, что погибнет от солнечного удара. Вот и проверил.
Еще говорят, что как-то Вергилий пробил за одну ночь, только силой собственного взгляда, 700-метровый тоннель в скале от Марджеллины до Фуоригротты (где сейчас находится только что переименованный стадион имени Марадоны). Но про этот туннель – отдельная история. И про Марадону. И про черный череп, который Виргилий брал с собой, когда забирался на гору Девственниц, чтобы творить. Без черепа совсем не творилось.
Вообще, масса легенд про Вергилия возникли именно в средние века. Тот же Рожер II не решался начать завоевание Неаполя, пока ему не принесут волшебные книги Вергилия и некую капсулу (!), в которой хранились его останки. Так он опасался магии поэта. Книги доставили, но волшебные кости неаполитанцы оставили себе.
Вот кстати, селфи, которое маг и поэт как-то позволил мне сделать.
Смотрим на второй замок - Кастель Нуово – «Новый Замок». Конечно, новый. Где-то плюс-минус 1270 год. Гораздо новее предыдущего!
За 750 лет он не сильно изменился. Только на Таволе стены замка спускаются прямо в волны, а сейчас между замком и морем метров сто и проходит шоссе. А рядом с ним - старейший оперный театр Сан-Карло, где как-то освистали Карузо, а также конная статуя, которую российский император отправил в Неаполь прямо с Аничкова моста.
Самое крутое в замке – это баронский зал, в котором тот самый король Ферранте принимал баронов. Увы, не все землевладельцы возвращались домой. Любимым занятием короля было сделать из своего врага чучело, одеть в его собственные одежды и демонстрировать гостям.
И напоследок – цитата из Дюма-отца, у которого к Неаполю особое отношение (почему – расскажу потом).
Если при посещении Кастель Нуово вы попросите показать вам темницу, носящую название Крокодиловой ямы, привратник прежде всего подведет вас к скелету гигантского ящера, пойманного когда-то, согласно легенде, в этой яме и давшего имя темнице; затем он проведет вас через дверь, над которой помещен скелет, к потайной дверце, выходящей на лестницу в двадцать две ступени, а та ведет к третьей двери, сделанной из цельного дуба и она-то, наконец, отворится в глубокую темную пещеру.
Посреди этой гробницы, нечестивого творения рук человеческих, этой ямы, вырытой людьми для того, чтобы хоронить в ней живые трупы себе подобных, натыкаешься на гранитную глыбу с пронизывающим ее железным брусом, который служит рукояткой. Эта гранитная глыба закрывает колодец, сообщающийся с морем. Во время бури волна плещет о стены колодца и выбрасывает пену сквозь щели вокруг глыбы, плохо подогнанной к каменному полу, соленая вода заполняет пещеру и преследует узника, загоняя его в самые дальние углы его тюрьмы.
Через это устье бездны, как гласила мрачная легенда, когда-то и проникало сюда из морских глубин мерзкое пресмыкающееся, давшее яме свое имя.
Почти всегда оно находило здесь для себя человеческую добычу и, пожрав ее, снова погружалось в пучину.