Наверняка многие обращали внимание на фарфоровых шарнирных кукол. Кого-то они пугают и вводят в недоумение, кого-то завораживают и не отпускают. В любом случае, фарфоровая bjd (boll jointed doll) это художественное произведение, дитя искусных рук мастера и предмет коллекционирования почитателей.
Какой же путь проходит фарфоровая шарнирка, чтобы стать собой?
Впервые появившись в голове мастера на уровне мечты, она долго и терпеливо ждет своего рождения. Как прототип человечка того или иного пола и возраста, с определенными пропорциями и чертами лица, с индивидуальным строением тела, - она спускается из фантазий художника в двухмерный мир, - на лист бумаги, где становится прототипом себя, легким наброском. Она еще практически бесплотна, но уже смотрит на мастера, ожидая продолжения.
Ее неповторимое строение все яснее проступает на эскизах с каждым новым движением карандаша. С каждой новой линией становится яснее ее комплекция, ее индивидуальные пропорции, из которых потом складывается чертеж. Чертеж обычно имеет две проекции. Там все очень строго и точно. Каждый миллиметр и каждая точка отвечают за работоспособность будущего тела. Особое внимание уделяется пластике движений. Именно на этом этапе мастер делит на части тело куклы, чтобы сделать его подвижным и вписать шарниры наиболее гармонично.
Но надо отметить, что многие мастера опускают эти два пункта, приступая сразу к лепке мастер-модели, - куклы, по которой потом можно сделать несколько других.
Лепится она кропотливо и долго. На создание мастер-модели может уйти несколько месяцев, - зависит от анатомической сложности человечка и строения его шарниров. Очень важно обозначить все формы и нюансы анатомии, при этом соблюдая симметрию. Одним из крайне ответственных моментов является инженерная составляющая. Это проработка шарнирной механики и оптимальной подвижности тела. Иногда мастер-модель лепится по частям, где каждая деталь куклы сразу делается с частью сустава, а иногда кукла лепится целиком и далее разрезается на части, чтобы потом к каждой из них был добавлен шар, либо шарнироприемник.
На завершающем этапе мастер-модель проходит грунтовку и шлифовку. Это делается не только для гладкости и влагостойкости модели, но еще и для того, чтобы лучше разглядеть погрешности в симметрии. Детали неоднократно покрываются грунтом и шкурятся наждачными губками, с каждым разом становясь все ближе к идеалу. Любая кукла стремится к идеалу, и на этом этапе художнику порой очень трудно остановиться, не смотря на то, что эта часть работы, пожалуй, самая грязная и пыльная.
Когда, наконец, новая мастер-модель уже практически ожила и может принимать человеческие позы, когда плавность ее движений доведена до совершенства, и когда она уже готова дарить жизни другим куклам, - приходит время следующего этапа работы. С куколки необходимо снять формы для литья. Для этого нужен гипс, пластилин и терпение. Процесс не быстрый и напрямую зависит от количества деталей и их сложности. Иногда одна форма может состоять из пяти-шести частей и ее приходится переснимать не один раз. Важно делить ее на части так, чтобы не было «замков» и чтобы, по возможности, спрятать швы, где это возможно.
Когда формы просохли, можно заняться литьем. Фарфор должен быть однородным и текучим, без крупинок и пузырьков. Порой, чтобы подготовить такую безупречную массу, уходит не мало времени. Нужно все растворить, пропустить несколько раз через фильтрующий материал и дать шликеру отстояться. Далее фарфор заливают в формы и вытаскивают уже отвердевшие детальки. Их нужно тщательно обработать: убрать все лишнее, прорезать отверстия в шарнирах, придать гладкость поверхности. Необработанные детали довольно хрупкие и требуют от художника большой аккуратности.
Хрупкие кукольные ручки и ножки (как и другие детальки) проходят обжиг в муфельной печи обычно в два этапа. После первого утельного обжига еще не очень твердый фарфор проходит шлифовку в воде. Фарфоровая пыль очень вредная, поэтому детали лучше намочить, чтобы не пылить.
Второй раз детали обжигают до состояния готовности. Из них можно будет собрать куклу, если они не деформировались в печи.
Удачные детали расписывают послойно в несколько этапов. Для этого используются надглазурные краски и пигменты, которые мастер замешивает на специальных составах. Расписывать куклу нужно неспеша, накладывая каждый раз очень тонкие слои. Все слои закрепляются в муфельной печи. На роспись одной куклы обычно уходит несколько дней, так как каждый раз нужно ждать почти полного остывания печи после обжига.
Окончательная сборка фарфоровой куклы требует тщательной доработки шарниров и проклейки их замшей, обеспечения работоспособности внутренних пружинных механизмов. Иногда приходится сверлить уже окаменевший фарфор. Нужно, чтобы все суставы имели максимальную амплитуду и плавный ход, хорошо фиксировали любые положения. Для этого шарниры оснащают металлическими перекладинами.
Завершающим этапом будет создание парика, одежды и аксессуаров, и тут уже фантазии автора нет границ. Долгий путь материализации заветной мечты пройден, и теперь остается только вдохнуть в нее жизнь.