Года три мы наблюдаем серьезный рост интереса к автодомам в России. Что это за интерес и в чем выражается?
Западная культура путешествий и жизни в автодомах очень хорошо вписывается в наш менталитет и географию. Но не в покупательскую способность граждан...
Наши очень хотят путешествовать в автодомах. Мы любим свободное передвижение, остановки в красивых местах, на природе, но хотелось бы делать это с комфортом. Подталкивает низкий уровень сервиса. Никогда не знаешь, каким боком выйдут котлеты из придорожного кафе и не осталось ли на бокале в гостинице немного "Новичка".
Ответом на невозможность купить себе импортные удобства на колесах становятся различные мифы и предрассудки. Нет, не все отказываются от мечты. Очень многие просто строят автодома своими руками.
Теоретики
Интернет полнится самыми различными мнениями на счет путешествий на автодомах. Чаще всего они строятся на основе домыслов, догадок, ошибочного понимания данной культуры.
Один из популярных стереотипов - "Для автодомов нужна инфраструктура".
Это всё равно что сказать: "Человеку, чтобы поесть, нужно кафе или ресторан".
Часто мы ходим в места общественного питания? Да не особо. Обычно закупаемся в магазине и готовим дома. С автодомами такая же история. Даже если представить, что в России появится много специальных стоянок, спрос на платные услуги в них будет небольшой. Зачем платить, если можно встать где-нибудь бесплатно, заправлять воду из колонки и добывать электричество с помощью солнечных батарей?
Это тема для отдельной большой статьи. К сожалению, люди в России на самом высоком уровне заблуждаются в теме и принимают решения по наитию, не имея элементарного представления о том, что такое караванинг и как он работает. И все это не просто так, в разговорах между собой, а на уровне национальных проектов, в которые уходят миллиарды бюджетных рублей.
Скудность выбора автодомов
Если заглянуть на сайт авто.ру, то разнообразием предложений он вас не порадует. В категории до 1 000 000₽, а это для большинства потолок бюджета на покупку автодома, вас ждут УАЗы, Газели или варианты старых уже самоделок на базе Fiat Ducato и т.п. Много лет назад авто.ру вообще закрыли специальный раздел по продаже автодомов и большинство продавцов перекочевали на авито.
Авито
Предлагает большой выбор прицепов-дач. Этот тип домов на колесах, похоже и будет главным драйвером развития караванинга у нас в стране. К сожалению, цены все равно не радуют доступностью. Более-менее приличные варианты начинаются от 800 000₽, а ведь для буксировки прицепа нужен еще и мощный автомобиль стоимость от 500 000₽ в сносном состоянии.
Можно пойти на компромисс и попробовать для начала прицеп-каплю. Цены на данный тип начинаются от 150 000₽. Тянуть "каплю" может любой автомобиль и водительскую категорию открывать не нужно.
Покупка автодома за границей
В 2020 году этот процесс становится довольно затруднительным мероприятием. Курс евровалюты укрепился в районе 90₽, а самоходный автодом старше 5 лет ввезти нельзя. Это вот очень досадно. На автомобили старше 5 лет действуют заградительные пошлины. Власти не хотят делать из России утиль для б/у автомобилей. Относительно доступным вариантом остается покупка прицепа-дачи. Их можно ввозить любого года выпуска и пошлина пока ровно 30%.
Ограничения на выезд из страны сейчас, фактически, перекрыли поток частных поставок. Одним словом - сложно, очень сложно сейчас купить дом на колесах за границей.
Импорт прицепов-дач небольшими компаниями продолжается. Для этого пользуются фурами. К счастью, товарооборот из-за коронавируса не прекращается и грузовики исправно доставляют технику.
Самострой
Интересная и захватывающая тема для любителей что-то делать руками. Тут есть два варианта:
1. Купить дешевый микроавтобус типа VW Transporter и построить внутри удобства для проживания.
Обычно умельцы утепляют фургон, мастерят кровать, небольшой кухонный модуль, встраивают цистерну с запасом воды и становятся участниками популярной тусовки "Вэнлайферы" (Vanlife - культура путешествий и жизни в микроавтобусах с удобствами). Бюджет постройки такого варианта может не превышать 200-300 тыс рублей, включая автомобиль.
2. Купить прицеп МЗСА и построить на нем прицеп с удобствами. Форму, размер и оснащение каждый выбирает на свой вкус. К сожалению, в каплях не бывает туалета и душа внутри фургона, а кухня находится снаружи. Тем не менее, это один из самых популярных форматов мобильного жилья на колесах. Бюджет на постройку своей "капли" может быть минимальным, порядка 150-200 тыс рублей.
Выводы
Выбор и возможности как всегда зависят от размера кошелька. Производители автодомов в России есть, и сейчас они ломают голову над созданием действительно массового продукта. Как он будет выглядеть и сколько стоить - покажет время. О своих версиях я расскажу в одной из следующих статьях.
Спасибо, что заглянули на канал! До скорого. Будем рады вашим комментариям и оценкам.