Найти в Дзене
BlackTyres

Выбираем аккумулятор – грамотно и без нервов

Оглавление

Даже идеальные условия эксплуатации не даруют автомобильному аккумулятору вечной жизни, и его рано или поздно придется менять на новый. Чтобы одним морозным утром не сидеть в холодной машине с "мертвой" батареей в обнимку, лучше поменять ее заранее. В среднем аккумулятор можно стабильно эксплуатировать в течение пяти лет, дальше все зависит от его типа.

Видов и разновидностей АКБ довольно много
Видов и разновидностей АКБ довольно много

Давайте поговорим о том, как правильно выбрать аккумуляторную батарею по ее характеристикам.

Какие характеристики наиболее важны?

Всего существует шесть главных пунктов, по которым следует выбирать АКБ:

Есть шесть основных характеристик
Есть шесть основных характеристик

Вся информация есть на лицевой стороне устройства. О каждой мы поговорим подробно.

Что означает каждый параметр?

Если нет времени разбираться с каждой характеристикой, можно поступить проще – просто снять устройство с посадочного места и заявиться с ним в магазин. Продавцу не составит никакого труда подобрать аналогичную модель из ассортимента.

Мы же будем разбираться в параметрах батареи для того, чтобы немного поднять свои электротехнические параметры и понимать, что за зверь будет стоять под капотом, к чему он приспособлен, какие у него слабости и что от него можно ожидать.

Пусковой ток

Пусковой ток определят сможет ли стартер завести автомобиль после ночи на морозе
Пусковой ток определят сможет ли стартер завести автомобиль после ночи на морозе

Один из самых важных технических параметров, который определяет способность стартера активировать двигатель в холода. Для жителей южных районов нашей страны он не так важен, однако для северных областей, где регулярно подмораживает ниже -18 С, пусковой ток и электроемкость (о ней ниже) играют определяющее значение.

Для средней полосы России можно остановиться на 500-600 А – такая батарея без труда разгонит загустевшее моторное масло и запустит двигатель. Пусковой ток в 700-1000 А в умеренном климате не имеет смысла.

Емкость

Каждому автомобилю своя емкость
Каждому автомобилю своя емкость

Характеристика, определяющая общее время номинальной нагрузки. Он должен соответствовать возможностям автомобиля, и если поставить аккумулятор ниже, то устройство просто не справится с электронагрузкой авто или появятся проблемы с зажиганием в мороз. Значение емкости для вашей модели автомобиля смотрите в инструкции по эксплуатации. Для малолитражных авто подходят АКБ минимум на 40-60 А/ч, для бензиновых/дизельных – 80-100 А/ч, коммерческим и легкогрузовым автомобилям ставят батареи на 100 А/ч.

Тип клемм

Европейская и азиатская – то что предлагает российский рынок. Американская почти не встречается
Европейская и азиатская – то что предлагает российский рынок. Американская почти не встречается

У нас распространены два варианта расположения клемм. Это так называемый Европейский вариант и Азиатский. У обоих клеммы конусообразной формы расположены на крышке аккумуляторной батареи. У Европейских АКБ они защищены пластмассовой панелью и утоплены в корпус, чтобы защитить контакты от физического воздействия. Азиатские торчат над крышкой и ничем не защищены. Есть еще американский вариант, где клеммы расположены на боку устройства, но он выпускается в основном для рынка США.

Лучше ставить батарею той разновидности, которая стояла штатно. Азиатские устройства из-за выступающих клемм крупнее Европейских, и их легко сломать при попытке закрыть капот.

Габариты

Размерность аккумулятора всегда указана на этикетке на лицевой стороне
Размерность аккумулятора всегда указана на этикетке на лицевой стороне

Каждая батарея имеет свои типовые размеры, которые далеко не всегда подходят для разных моделей авто. Есть несколько размеров, которые маркируются L0, L1, LB1, L2, LB2, L3, LB3, L4, LB4, L5, LB5, L6 и т.д. (европейские машины), а также E2, B19, B24, D23, D26, D31 (азиатские машины). Узнать типоразмер можно либо в инструкции по эксплуатации, либо вооружившись линейкой, чтобы измерить старый аккумулятор.

Разновидность батареи

Аккумуляторные батареи делятся в зависимости от металла, которым покрывают пластины, наличия защитных конвертов и вида электролита. Их обслуживаемость – это просто возможность открыть крышку, чтобы измерить плотность и уровень электролита и долить его недостаток, когда жидкость выкипит в процессе работы. Старые модели с сурьмой требовали тщательного ухода за собой, однако новая кальциевая технология практически полностью исключила эту проблему, так что обслуживаемых моделей постепенно становится все меньше и меньше. Следить за электролитом нужно либо в устаревших сурьмянистых моделях, либо в гибридных, которые сочетают в себе свойства кальциевых и сурьмянистых.

Всего существует шесть основных видов аккумуляторов:

Сурьмянистые батареи маркируются значком Sn
Сурьмянистые батареи маркируются значком Sn
  • Сурьмянистые (Sn). Пластины покрыты сурьмой из-за чего электролит (серная кислота) быстро выкипает и батарею необходимо обслуживать не реже раза в месяц. Плюсы: хорошо справляются с глубокими разрядами, неприхотливые, дешевые (2-3 тыс. рублей). Минусы: небольшой срок эксплуатации (2-4 года),слабые пусковые токи, маленькая емкость, редки на рынке. У них есть подвид – малосурьмянистые. По характеристикам они несколько лучше и в продаже их найти проще.
Кальциевые обозначаются Ca-Ca, так как обе пластины покрыты кальцием
Кальциевые обозначаются Ca-Ca, так как обе пластины покрыты кальцием
  • Кальциевые (Ca-Ca). Решетки пластин покрыты кальцием, так что электролит выкипает не очень сильно и за его уровнем не нужно следить. Плюсы: есть как обслуживаемые, так и необслуживаемые модели, у них низкий саморазряд, сопротивляемость перезаряду, большая емкость, сильные пусковые токи, срок службы 5-6 лет. Минусы: дорогие в сравнении с сурьмянистыми (4-7 тыс. рублей), чувствительны к глубокому разряду и перепадам напряжения.
Гибридные маркируются Hybrid, Ca+, Ca/Ca
Гибридные маркируются Hybrid, Ca+, Ca/Ca
  • Гибридные (Hybrid, Ca+, Ca/Ca). Усредненная технология между слабыми сурьмянистыми и мощными кальциевыми, как по характеристикам, так и по цене. Их нужно обслуживать, но не чаще раза в 5-6 месяцев. Плюсы: хорошо сопротивляются глубоким разрядам, перезарядам и скачкам напряжения, дешевле кальциевых, срок службы 5 лет. Минусы: чувствительны к резким перепадам температур, емкость и пусковой ток ниже кальциевых.
Ищите на боку устройства лаконичные EFB
Ищите на боку устройства лаконичные EFB
  • EFB. Пластины утолщены и заключены в конверт из микроволокна, защищающий поверхность от короткого замыкания и сульфирования. Плюсы: необслуживаемая, быстрая зарядка, большая емкость и сильные пусковые токи, хорошая сопротивляемость глубоким разрядам. Минусы: мощность ниже AGM, не поддерживает рекуперацию энергии при торможении.
Гелиевая батарея обозначается маркером GEL
Гелиевая батарея обозначается маркером GEL
  • Гелиевые (GEL). Свежая технология, использующая в качестве электролита силикагель вместо серной кислоты. Плюсы: необслуживаемые, не боятся наклонов и тряски, медленный саморазряд, мощные пусковые токи, большая емкость, огромный срок службы в 15 лет. Минусы: высокая стоимость (10-20 тыс. рублей), не справляются со сверхнизкими температурами в -50 С, чувствительны к скачкам напряжения.
AGM на этикетке говорит о том, что это устройство может служить до 15 лет
AGM на этикетке говорит о том, что это устройство может служить до 15 лет
  • AGM. Улучшенная версия гелиевого аккумулятора с пористым стекловолокном, защищающим электроды от осыпания. Плюсы: необслуживаемые, цена ниже чем у гелиевых, лучше сопротивляется холодам и перепадам напряжения, срок службы 10-15 лет. Минусы: все еще дорогие (10-15 тыс. рублей), быстрый саморазряд, хуже переносят циклы заряд-разряд, чувствительны к глубоким разрядам.

Полярность

Это расположение положительной и отрицательной клеммы на поверхности аккумулятора. Есть всего два вида полярности: обратная ("минус" слева, "плюс" справа), прямая ("минус" справа, "плюс" слева). Подбирать их рекомендуется по параметрам автомобиля, ибо провода могут просто не достать до нужной клеммы. Путаница с полярностью гарантирует короткое замыкание или даже возгорание электропроводки.

Есть два типа полярности – не стоит их путать
Есть два типа полярности – не стоит их путать

Какого производителя предпочесть?

Тут не сделаешь однозначного вывода, но точно не лучшей идеей будет выбирать производителя исходя сугубо из ярких этикеток и разрекламированных брендов. Производителей параллельно оценивают простые водители и эксперты на специальных тестах и каждый называет своего фаворита.

Есть несколько фирм, аккумуляторы которых регулярно занимают призовые места и уверенно держатся в ТОПах лучших. Из иностранных брендов это Varta, Tesla, TAB (Topla), Hankook, Black Horse, Bosh. Российские производители предлагают хорошие устройства Aktex, Tyumen и Зверь.

Выбор производителя – всегда самый сложный. Но и здесь есть свои фавориты
Выбор производителя – всегда самый сложный. Но и здесь есть свои фавориты

Стоит ли брать подороже или можно сэкономить?

По ценам все очень сильно зависит от технологии производства и от качеств для повседневного использования. Понятно, что аккумуляторы большой емкости и пусковых токов окажутся дороже, а устройства современных гелиевых технологий (гелиевые и AGM) продаются по ценам в два-три раза превышающих стоимость даже кальциевых батарей.

Для водителя, который проживает в умеренном поясе и передвигается на автомобиле из среднеценового сегмента, брать аккумулятор дороже 7 тысяч рублей нет никакого смысла. Если автомобиль не обладает продвинутой электроникой, то оптимальным выбором для него будет кальциевый аккумулятор по цене не превышающей 5-6 тыс. рублей.

Как вести себя в магазине?

Не забудьте проверить аккумулятор на нагрузочной вилке!
Не забудьте проверить аккумулятор на нагрузочной вилке!

Первым делом тщательно осмотреть новый аккумулятор – на корпусе не должно быть трещин, сколов, царапин и других физических повреждений, которые могут нарушить целостность короба. О том, что герметичность аккумулятора нарушена могут рассказать окислости на крышке или потеки на стенках. АКБ с негерметичной крышкой использовать крайне не рекомендуется не только из-за плохих характеристик, но из-за вредных паров серной кислоты.

Далее смотрим на этикетку – срок со даты производства не должен превышать полгода. Если четкой цифры нет, то придется расшифровывать маркировку – все данные есть на сайте производителя. Если никакой информации нет, то скорее всего это китайская подделка и такой АКБ лучше не покупать.

Работоспособность устройства проверяем с помощью нагрузочной вилки. Рабочий аккумулятор должен показывать просадку не ниже 11 вольт под нагрузкой в 150-180 А. Такая услуга должна оказываться прямо в магазине и абсолютно бесплатно.

После покупки аккумулятор нужно подключить к зарядному устройству и полностью зарядить. Потом следует зачистить клеммы и смазать их специальным средством, и только после этой процедуры его можно ставить на авто.

Если все еще сомневаетесь на каком аккумуляторе остановиться, то заходите на сайт BlackTyres. Там недавно появился целый раздел с качественными и недорогими аккумуляторными батареями. Среди них можно легко выбрать тот, который будет служить вам долгие годы. Для вас мы также написали большую статью про типы аккумуляторных батарей.

Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!