Найти в Дзене
vladimir galoshev

Куда пропали Боги?

Когда-то всемогущие и всесильные чувашские боги к сегодняшнему дню утратили свою былую мощь и славу. Почему же это произошло, и как это случилось? Несомненно, одним из основных причин изменения направления культурного составляющего является христианизация чувашского народа. Чуваши, как и славяне в свое время, перестали почитать своих богов. Их место заняли христианские ценности. Получается парадокс: божествам перестали поклоняться, и они утратили свою мощь. Значит, главнее не боги и божества, а человек! Без поклонения людей они превращаются в обыкновенных существ, возможно, в таких же простых людей.

Создание / обновление образа Пÿлĕхçĕ.
Создание / обновление образа Пÿлĕхçĕ.

В наше время многие ученые признают, что древние чуваши почитали одного единого Бога. А остальные боги и божества были помощниками Создателя всего мира. Все мы – Его дети. В свою очередь, являясь творениями Бога, мы также можем творить. В первую очередь это, конечно же, родить себе подобных. Превратить свое окружение, всю землю в цветущий сад. Сочинять стихи, музыку, писать картины, ваять скульптуры...

Ключом к разъяснению упадка могущества древних чувашских божеств служит одна притча. Как-то одна семейная пара поехала к дальним родственникам в гости. Дети-подростки уже сами могут управиться с домашним хозяйством, и родители вполне на них могут положиться. А те и рады: никто не будет мешать устраивать молодежные посиделки-улах и почувствовать себя взрослыми. Устроив улах с друзьями, они наигрались, пели и танцевали. Что же еще интересного сотворить? А давайте, говорят, взрослыми делами займемся — жертвоприношение совершим. Сказано – сделано. Провели обряды, какие знали, и в шутку и в серьез, почтили и поклонились самому обыкновенному чурбану, который использовался в доме для хозяйственных нужд.

В сказках очень много невероятного происходит.
В сказках очень много невероятного происходит.

После того события, по прошествии одного года, в этой семье дети начали болеть какой-то странной болезнью. Чем бы ни лечили, чего только ни делали – не помогает. Обратились к юмзям-ведуньям. Те говорят, что тот чурбан, которому поклонились дети, свое собственное Я, энергию, заимел, снова поклонения и подарка просит. Не получил подношения, поэтому и хворь насылает. С помощью юмзи сняли магическое заклятие чурбана, и все наладилось, дети выздоровели. Это говорит о том, что человек, являясь образом и подобием своего создателя, имеет мощную энергетику. Видимо, мы, ныне живущие люди, просто-напросто разучились ею пользоваться. Имея в себе божью искорку, надо быть очень аккуратным и осторожным в обращении к этой высшей силе.

Пÿлĕхçĕ приходит к моменту рождения ребенка. От его имени на небе зажигает новую звезду и на лбу пишет будущую судьбу ребенка.
Пÿлĕхçĕ приходит к моменту рождения ребенка. От его имени на небе зажигает новую звезду и на лбу пишет будущую судьбу ребенка.

Из вышесказанного следует вывод: древние чуваши, должно быть, коллективной энергией, всем народом создавали образы, которые помогали им в повседневной жизни. К примеру, посредством Аслати в зной вызывали дождь.

Аслати - бог громовержец не только вызывал дождь и снег, но молнией сжигал всякую нечисть.
Аслати - бог громовержец не только вызывал дождь и снег, но молнией сжигал всякую нечисть.

С помощью Пихампара защищались от диких животных. В случае, если на тебя нападали волки, нужно было говорить заветное слово: «Пихампар, хăвăн йыттуна чар / Пихампар, уйми своих подданных» Тогда появлялись большие белые волки и прогоняли тех обыкновенных волков.

Пихампар появлялся в виде  большого белого волка и прогонял посмевших напасть на людей обыкновенных волков.
Пихампар появлялся в виде большого белого волка и прогонял посмевших напасть на людей обыкновенных волков.

Благодаря образу Пулĕхçĕ оберегали беременных и пользовались при родах ребенка. Семейство ветра спасало от жары, помогало просеивать зерно, и отделить семена от плевел.

Семейство ветра состояло из отца, матери и детей.
Семейство ветра состояло из отца, матери и детей.

Таких образов было великое множество. Видимо по необходимости каждое сообщество стремилось создать необходимый себе образ помощника. Отсюда вытекает другой логический вопрос. Откуда появились негативные или отрицательные образы, как шуйттан(шайтан) – черт, и т.д. Возможно, они могли использоваться против врага или неугодных соседей.

На всякую несправедливость всегда найдется справедливое решение.
На всякую несправедливость всегда найдется справедливое решение.

В поддержку того, что древние чувашские божества были образами, сотворенными самими людьми, говорит один очень яркий пример. Все мы знаем Деда Мороза. Вернее, знакомы с его образом. Чуваши называют его Хёл Мучи, русские – Дед Мороз (в древности Карачун, Кара (хура) чун – черная душа), карелы – Паккайнен, американцы – Санта Клаус и т.д. В наше время все они означают доброго волшебника, который приходит к людям в новогоднюю ночь с подарками. Маленькие дети ждут прихода Деда Мороза с нетерпением. Даже пишут ему письма с просьбой о конкретном подарке. И что же? Дед Мороз неизменно приходит и оставляет дорогие, желанные подарки. Правда, все это без участия родителей не происходит. Мы, взрослые, образ Деда Мороза всячески поддерживаем, приукрашиваем и добавляем яркие подробности. Например, в России в городе Великий Устюг есть резиденция Дедушки Мороза.

Дед Мороз не всегда характеризовался в положительном ключе.
Дед Мороз не всегда характеризовался в положительном ключе.

В мире существуют сотни и тысячи вариантов изображений этого доброго старика. Снимаются все новые анимационные и игровые фильмы с забавными приключениями Деда Мороза. Более того, мы, взрослые, охотно играем в эту игру. Сами наряжаемся или приглашаем из различных агентств исполнителей роли Деда Мороза. А почему бы нет? Это же интересно и весело. Ради счастливых минут для своих детей любые родители на многое готовы. По этой же причине образ доброго волшебника, дарителя подарков на новогодней ёлке не только не меркнет с годами, он совершенствуется, обрастает новыми легендами и приобретает все новые сочные краски.

В наш век, в век скоростей и электронных технологий, изменения в жизни происходят очень быстро. Молодое поколение, являясь пользователем сети Интернет, информировано о мировых медиа-презентациях больше, чем о чувашской, русской культуре. Это происходит от того, что те, кто находится впереди планеты всей, диктуют свою моду, образы и ценности.

Чувашская мифология еще не до конца изучена. Она требует глубокого анализа и осмысления. В данной книге предпринята попытка приоткрыть лишь частичку богатого традиционного наследия чувашского народа.

Все народы неповторимы и уникальны, поэтому каждому человеку необходимо придерживаться родной культуры, знать свою историю. Это наши корни, мы от них питаемся.

Например, даже растения не все одинаковые. Какое-то любит солнечный свет, другое прекрасно растет в тени, третье предпочитает влажную почву, четвертое – глинистую... То, что модно и престижно для кого-то, не обязательно подходит всем без исключения. Потеряв связующую нить с прошлым, впитывая только лишь чужеродное, иностранное, как сейчас происходит с молодежью, человек не сможет найти свое место в этом мире. Получится, что родные корни его не питают, а в чужеродном он не знает, как выжить. Поэтому необходимо изучать, сохранять традиции своего родного народа и приумножать их лучшими образцами, имеющимися в мире.

Фрагмент из книги В. Галошева «Мир наших предков». Чебоксары, чувашское книжное издательство, 2013. 4-7 стр.