Кто не знает секретаршу Верочку, воплощенную на экране Лией Ахеджаковой? Ее фразы разошлись на цитаты, но мало кто из поклонников фильма смотрел телеспектакль или читал пьесу “Сослуживцы”. А те, кто читал/смотрел отмечают - в пьесе этот персонаж абсолютно полярен Ахеджаковой. И советует она… совершенно другое.
Верочка в “Сослуживцах” это юное, недалекое, блондинистое создание лет эдак 23-25-ти. Модное и симпатичное. И совершенно “картонное”, второплановое. Но сейчас не о ней, а о ее советах, которые в пьесе совершенно противоположны Верочкиным из “Служебного романа”!
ИТАК.
Во-первых, она сразу говорит о туфлях: “Моден тупой нос и расширяющийся к низу каблук”, и вся игра слов, по фильму относящаяся к “каблукам”, досталась им.
Второе, Верочка говорит, что ПАРИКИ ТЕПЕРЬ В ХОДУ. Но их не достать. Поэтому для придания волосам модного оттенка в условиях дефицита их можно пудрить пшеничной мукой мелкого помола. Вот такой лайфхак.
Претерпел изменения и фрагмент со знаменитыми словами “Неудачные ноги надо прятать под макси”. В пьесе Верочка советует МИДИ, т. к. для мини “ноги неудачные”, а для макси “родственница стара” (Калугина обозначила возраст мифической провинциалки в 36 лет).
И это весьма дельный совет! Только в наше время относится он не к возрасту 30 +, а 50 +. Надевая макси, дама в возрасте сама на ассоциациациях добавляет себе годков (Мы всегда соотносим укороченные формы с юностью (я об этом не раз говорила, разбирая стиль Наивный Романтизм и образы Брижит Макрон), а удлиненные со зрелостью). Мини в возрасте 50 + часто (но не всегда, есть некоторые типажи, которым можно) будет неуместно, а вот миди - самое то. Недаром эту длинну предпочитают первые леди и многие элегантные женщины.
И наконец, известная всем сцена с походкой. Верочка не рассуждает о походке Калугиной (кстати, в фильме меня жутко раздражала эта бестактность), а говорит, что походка старшего поколения сильно отличается от походки младшего. Тоже бестактность, но уже не “с размаху по мордасам”.
А вот не менее знаменитых “бровей ниточкой” в пьесе нет. Как нет и приказного панибратского “Ну, пошла!”.
И знаете что? Несмотря на то, что Верочка в пьесе все-таки не такая харизматичная и развернутая, как в фильме, в этом отрывке она мне понравилась больше персонажа Ахеджаковой. Она не опускается до откровенного панибратства и поучений, не навязывает своих представлений о моде, а пытается выяснить, что именно человеку нужно, и в соответствии с этим выдает рекомендации (как выяснилось, весьма дельные), попутно объясняя, почему так, а не иначе.
Да, есть неявное, хотя и ощутимое подчеркивания возраста, но это можно списать на юность персонажа и то, что, по сути, Верочка в пьесе антипод Калугиной. Да и сам формат повествования предполагает более гротескную игру и явную подачу мысли, без полутонов и намеков.
Отрывок телеспектакля можно посмотреть здесь.
P. S. Ситуация с письмом Рыжовой в телеспектакле тоже выглядит не так однозначно. Верочка нашла его распечатанным на столе Самохвалова, когда искала срочный документ для Людмилы Прокофьевны, а дождаться хозяина кабинета не было возможности. Да, ситуация по-прежнему некрасивая, но более пристойная, чем та, которую нам преподносят в фильме, где так и не говорится прямо, а как письмо Ольги попало к Верочке. Поэтому и складывается впечатление, что либо она его вскрыла, либо самовольно рылась в бумагах своего начальника. И слов про “пенсию на горизонте” там нет.
P.P.S. Если интересно, то я более подробно разберу телеспектакль и сравню его с фильмом