В шахматы я научился играть в 7 лет и уже в третьем классе выступал за школу и район. Настоящие баталии выпали на середину 80-х. Маты объявлялись в Невельске, Охе, Томари, Корсакове, Холмске, Александровске-Сахалинском. С тех пор были сыграны тысячи партий, но одну из них я запомнил на всю жизнь.
Бессменным тренером у нас был мой дядя Владимир Георгиевич. Он "расставил" нас по доскам. Я играл на второй доске. На первой всех под орех разделывал двоюродный брат Женька, в прошлом чемпион Сахалинской области. Было сыграно две матчевые встречи и мы в шли вровень с фаворитами - южносахалинцами, на пятки нам наступали охинцы.
-Белыми разыгрывай испанскую партию, - советовал Жека, - а черными - сицилианскую защиту.
-Хорошо, - кивнул я.
По жеребьевке нам выпало сразиться с лидерами, шахматистами из Южно-Сахалинска. Шахматы расставлены, время отмерено. Обмениваемся рукопожатиями. Противник делает первый ход...
-Мат! - объявляет соперник на четвертом ходу, срубив ферзем пешку на F7.
Я в изумлении вскакиваю с места, не понимая что произошло.
-Как, что это?
-Детский мат, ты что не знаешь? - удивленно спрашивает соперник.
Вечером того же дня нас собирает Владимир Георгиевич у себя в номере.
-Это моя ошибка, надо было с этого начинать обучение, - сказал он и расставив шахматы на доске, он показал как ставится детский мат и защиту от него.
Чего греха таить, впоследствии и я тоже пользовался матом... детским. Причем уже в старших классах. И всегда реакцией проигравшего было дикое изумление и шок.
Об этой истории я вспомнил на встрече с чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Как оказалось, в детстве будущий чемпиона мира тоже однажды получил мат!