Найти в Дзене
History by Инородец

Тагир Каримов: "Как марийцы стали башкирами-вотчинниками и продавали земли"

Оглавление

Представляю статью своего коллеги, кандидата исторических наук Тагира Каримова о марийцах из деревни Токбердино (совр. Бакалинский район Башкортостана). В ней он рассказывает о событиях 1830-1840-х годов - об обстоятельствах земельного спора токбердинцев с жителями соседних татарских деревень Катаево и Куяново Киргизской поземельной волости. В первой половине XIX веке и марийское Токбердино, и татарские деревни входили в Белебеевский уезд Оренбургской губернии. Самое интересное - итог данного земельного спора: недавние "ясашные черемисы" стали "башкирами". Местные жители этой марийской деревни и сегодня рассказывают о своих предках-асаба. Все это как раз связано с их башкирским сословным прошлым.

В Башкортостане марийцы компактно проживают, в основном, в северо-западных районах республики (Калтасинский, Мишкинский, Бирский, Краснокамский, Шаранский). Есть старинные марийские населенные пункты и в Бакалинском, Илишевском, Белебеевском районах. Фото: https://www.ufa.kp.ru
В Башкортостане марийцы компактно проживают, в основном, в северо-западных районах республики (Калтасинский, Мишкинский, Бирский, Краснокамский, Шаранский). Есть старинные марийские населенные пункты и в Бакалинском, Илишевском, Белебеевском районах. Фото: https://www.ufa.kp.ru

Как ясашные черемисы, переехавшие в Башкирию в середине XVII века, сначала стали тептярами, а потом башкирами-вотчинниками

"Суть этого спора заключается в следующем. Во второй четверти XIX века вотчинники и припущенники Киргизской поземельной волости не согласились с решением земельного вопроса в пользу марийцев. Приобретя вотчинные права на землю, последние начали ее продавать разным лицам, что вызвало резкое недовольство жителей татарских деревень Катаево и Куяново и заставило их обращаться в вышестоящие инстанции двумя жалобами.
Так в канцелярии генерал-губернатора возникло дело 420 "По просьбе поверенного от жителей деревень Катаево и Куяновой тептяря Абдулвахитова, о приостановлении совершения в Оренбургской гражданской палате купчей крепости на проданные тептярами дер. Токбердиной титулярному советнику Синельникову земли и о проч. Делопроизводственная переписка по делу длилась с 1838 по 1863 год.
Впоследствии в канцелярии Оренбургского губернского правления по жалобе отставного старшины Абзелиля Кучумова из д. Катаево было открыто дело "По предложению Оренбургского военного губернатора о стеснении башкирцев деревни Катаевой токбердинскими тептярами в пользовании землею" (1850-1851 гг.)
Марийцы деревни Токбердиной в те времени имели имена тюрко-татарского происхождения, многие из них тоже вместо подписи оставляли на документах свои тамги. Фрагмент документа XIX века.
Марийцы деревни Токбердиной в те времени имели имена тюрко-татарского происхождения, многие из них тоже вместо подписи оставляли на документах свои тамги. Фрагмент документа XIX века.
В жалобе тептяря Абдулкагира Абдулвахитова отмечается, что интересы токбердинцев в вышестоящих инстанциях представлял Белебеевский 3-й гильдии купец Сазыкин, который «из видов корыстных принял на себя обязанность поверенного ходатайствовать за токбердинцев об обмежевании их во владение землею особо от башкир Киргизской волости, вследствие сего по заключению Правительствующего Сената 7 марта 1827 года и вымежевано токбердинцам до 16 т. десятин. За ходатайство это тептяри (марийцы. – Т.К.) дозволили Сазыкину с братом построить на их земле поташный завод; потом в 1832 году выдали им купчую крепость на проданную будто бы им землю до 5 т. десятин, а напоследок […] уступили Сазыкину еще 2 т. десятин, и сверх того запродали титулярному советнику Синельникову 2 т. десят.».

Иными словами, пока на земле тептярей (марийцев), граничащих с землями башкирцев (татар), не появился поташный завод, построенный купцом Сазыкиным, соседи жили вполне мирно. Никаких земельных споров не возникало. Но когда кроме Сазыкина на этих землях появился и царский чиновник Синельников, прикупивший 2 тысячи десятин, терпение жителей Катаево и Куяново уже лопнуло. Они обратились с жалобой на поведение соседей на царские органы власти, увидев в этом нарушение земельных прав.

И снова обращаемся к статье Тагира Каримова: "Из жалобы А. Кучумова видно, что они не согласны с решением Сената «что земля эта присуждена в единственное владение токбердинских тептярей» и против продажи «разным лицам, в том числе [...] 1380 десятин земли чиновнику Синельникову». Особо их возмутил факт, что елабужский 3-й гильдии купец Фирсов «выстроил поташный завод и заложив реку Берды плотиною, примкнул ее к принадлежащему башкирам берегу, а на постройку завода истребил из вотчинных башкирских дач до 2 т. деревъ».
Первый документ также показывает, что «тептяри деревень Токбердиной право свое на владение землею основывают на решении Правительствующего Сената, 21-го февраля 1827 года и на записях 4-го генваря и 29-го декабря 1659 года и 13 февраля 1806 года. Из записей 1659 года, между прочим, видно, что предок тептярей ясашный черемисин Бикбердий Токбаев, принимая к себе в подмогу для платежа в казну следующаго за башкир ясака, зятя своего ясашного бобыля Айчука Яклычева, говорит, что вотчина у него взята Киргизской волости у башкирца Утокмана из ясака […] Но по какому акту уступлена ему это земля, ничего не объясняется и в других актах об этом ничего не говорится». Тем не менее, решение было принято в пользу марийцев.

Один земельный спор - две новые деревни

Жалобы жителей Киргизской поземельной волости - представителей тептярского и башкирского сословий - хоть и остались безрезультатными, но имели последствия. Из-за существенного сокращения земельных владений обеих деревень губернские власти приняли решение переселить башкир-вотчинников на другие участки их владений. Так в 1842 году образовались деревни Новое Катаево и Новое Куяново. Позднее по названию местности последняя деревня стала называться Камышлытамак (сокращенно Камышлы).
Тептярей не стали трогать (им некуда было идти), и их деревни c тех пор официально назывались Старое Катаево и Старое Куяново. Часть земельных владений новокатаевцев находилась в местности Чумаля, уже в первые годы Советской власти некоторые семьи окончательно обосновались там, образовав деревню Чумаля Катай.
Продажа земель марийцами осуществлялась и в конце XIX – начале XX вв. Об этом свидетельствует дело Уфимского Губернского Присутствия "О продаже башкирами-вотчинниками дер. Токбердиной Бакалинской волости Белебеевского уезда 96 десятин свободной земли крестьянам д. Новых Балыклов Павлу Михайлову с прочими. 1899-1901 гг.".
Это уже другое архивное дело 1899-1901 гг.  Но примечательно то, что марийцы Токбердино  именуются башкирами-вотчинниками.
Это уже другое архивное дело 1899-1901 гг. Но примечательно то, что марийцы Токбердино именуются башкирами-вотчинниками.
Данный документ прежде всего ценен тем, что помогает понять особенности института припуска. Если тептяр в вышестоящих инстанциях или через суд доказал вотчинные права на землю (т.е. права владельца), он становился башкиром-вотчинником. Предки автора этих строк из Катаево (Тагира Каримова - прим. Л.Г.) также пытались доказать свои права на башкирство, но это им не удалось, хотя определенные основания на это у них были. То, что не получилось у катаевских тептяр-татар, осуществили тептяри-марийцы из соседней д. Токбердино, которые отныне в документах стали именоваться башкирами-вотчинниками.
Тут следует особо указать, что вотчинные права на землю (т.е. права башкира-вотчинника) получила только часть тептяр-марийцев, а именно первопоселенцы. Другая же часть марийцев перешла к ним чуть позднее по припуску, поэтому осталась в сословии тептяр-припущенников.
И что самое интересное: марийцы башкирского сословия (37 душ по Х ревизии) во главе со старостой Ирдуганом Капитоновым, «приговором 7 октября 1897 года постановили продать свободную за душевым наделом землю в количестве 200 дес., по 17 руб. за десятину, в границах, указанных в приговоре, тептярам-припущенникам той же дер. Токбердиной Ишкулаю Садыкову с проч. в числе 102 наличных мужского пола душ». Тогда же «из числа башкир-вотчинников дер. Токбердиной Минлигарей Минлияров, Исанбай Мратов, Абдулла Каримов, Салимгарей Минлияров, Араслангарей Насыров, вдова Бикиемал Акташева, Абдикей Алтыбаев и Абдулвахит Бикмурзин заявили требование о выделе земли в частную собственность, каковое желание одновотчинниками их удовлетворено выделом на 12 ревизских душ 96 дес.».

О происхождение обозначения "башкиры-вотчинники"

Исторически так сложилось, что в поземельных волостях владельцы земли (вотчины), именуемые вотчинниками, по названию территории (Башкирия) фиксировались башкирами-вотчинниками. Тептяри-марийцы доказали свои вотчинные права на земли в Киргизской поземельной волости, поэтому они автоматически стали башкирами-вотчинниками.
Заявление от 1899 года, составленное башкиром д. Токбердино. Как уже было сказано, в этой деревне всегда проживали марийцы, а в документе указано сословное звание заявителя.
Заявление от 1899 года, составленное башкиром д. Токбердино. Как уже было сказано, в этой деревне всегда проживали марийцы, а в документе указано сословное звание заявителя.
Так как башкирами-вотчинниками стала небольшая часть марийцев-первопоселенцев, другая часть, как было сказано выше, осталась в сословии тептяр-припущенников, и цитируемый выше документ это подтверждает. Припуск своих сородичей осуществляли именно марийцы-первопоселенцы Токбердино, а не вотчинники других деревень Киргизской поземельной волости, все это четко зафиксировано в ранних земельных документах, думается, это также стало существенным аргументом в ходе рассмотрения земельного спора.
Вернемся к земельным продажам башкир-вотчинников Токбердино. Крупным покупателем вотчинных земель марийцев стал крестьянин села Костеево Кондратий Попов (285 десятин в 1897 году). Приговор токбердинцев о выделе 96 дес. земли в частную собственность одновотчинникам оставили без удовлетворения («признан ничтожным»), поэтому 13 сентября 1899 года поверенный от башкир д. Токбердино Мурзабай Муратов заявил Уфимскому Губернскому Присутствию, что они будут заключать в Уфе купчую крепость о продаже «в вечное владение в количестве 96 десятин крестьянину села Матов Михаилу Григорьеву Ишанбаеву с товарищами». Летом 1900 года этот участок продали «крестьянам Уфимской губернии, Белебеевского уезда, Бакалинской волости, дер. Новых Балыклов Павлу Михайлову, села Старых Матов Михаилу Григорьеву Ишинбаеву и Казанской губернии, Мамадышского уезда, Нижне-Сунской волости, села Владимирова Алексею Иванову, состоящим из 11 наличных мужского пола душ в вечное и потомственное их владение». После этого в распоряжении вотчинников осталось 1024 дес. удобной и 1774 дес. неудобной земли, не считая 555 дес. земли душевого надела. На этом мы завершим историю земельных продаж «башкир»-марийцев.
Доказать вотчинные права и стать башкиром-вотчинником во второй четверти XIX века – единичный случай, если речь идет о марийцах. Ближе к этому периоду нередко в «башкиры» переводились киргизы и турки из числа плененных, что мы наблюдаем, например, из ревизского списка 1816 г. башкир-вотчинников рассматриваемой здесь д. Катаево Киргизской поземельной волости. К слову, те же ревизские документы других деревень при комплексном изучении могут помочь выявить неизученные факты перевода тептяр-татар в «башкиры», об одном из них мы написали по материалам д. «Под названием Нугуш Токтагуловой» (ныне село Туктагулово Туймазинского района Башкортостана) Белебеевского уезда 1795 года".

Тагир Каримов, кандидат исторических наук