Достаточно распространённым способом "искусственного" расширения семейной группы у скандинавских народов была самобытная система воспитания. Маленьких детей или подростков можно было отправить жить в отдельное домашнее хозяйство. Такие договоренности обычно не выходили за пределы клана, и наиболее распространенной формой воспитания была помощь родственникам.
В раннегерманских языках содержится несколько слов, означающих эти довольно специфические отношения, которые стали частью скандинавской системы воспитания. В доме приёмного родителя обязанности по обучению воспитанника полностью совпадали с обязанностями по воспитанию собственного сына, в том числе, включая и военную подготовку.
Начиная с самой ранней стадии эпохи викингов, всё обучение в общем, и военное в частности, зависело от этих различных форм клана или псевдоклана. Старшие члены такой общины передавали свои военные знания и боевой опыт младшим членам клана как в результате практических занятий, так и передавая устные традиции. Последние могли принимать форму историй о прошлых деяниях или жизни героев прошлого, подчёркивающих обязанности воина.
О подобной подготовке можно судить по оставленным свидетельствам о подготовке Эгиля Скаллагримсона – известного исландского берсерка и писателя.
Особую разновидность взрывного насилия, которая была отличительной чертой Эгиля, на ранней стадии поощрял Торд Гранисон. Торд описан в саге Эгиля как молодой воин, который однако был старше самого Эгиля.
Эгиль уговорил Торда взять его с собой на ежегодные зимние состязания в Уайт-ривер-Дейл в Исландии. Когда Эгиль вступил в спор с гримом Хеггсоном, который закончился поединком, именно Торд снарядил и поддержал Эгиля, который одержал победу, при этом, убив своего противника. В то время Эгилю было меньше 12 лет.
Подобный инцидент происходит и в ранней жизни Греттира Асмундсона, хотя он и не заканчивается смертью, а только угрозами мести. Первое убийство Греттира происходит, когда ему было около 15 лет.
На основании подобных свидетельств, может возникнуть картина общества, в котором доминирует насилие как повседневное средство разрешения мелких споров. Юноши-подростки не исключены из этого аспекта жизни, и такое их экстремальное поведение было вызвано существовавшей системой воспитания и соответствующими условиями. С помощью этих средств в молодом поколении вырабатывалось необходимые психологическая подготовка и отношение к военной жизни.
Частные примеры Эгиля и Греттира, дают представление об подобной военной подготовке их современников. Этому в немалой степени способствовал и полувоенный характер игр, которые привели к насилию, а также регулярные упражнения и тренировки в обращении с настоящим оружием.
Свой немалый вклад в это вносила и огромная концентрация в древнескандинавских литературных источниках на навыках обращения с оружием, рассказанная с целью удивить и восхитить читателя. Не имеет смысла отрицать важность именно таких способностей для будущего воина-викинга.
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк – поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал – подпишитесь!
Если вам есть, что сказать – оставьте комментарий!
Хорошего вам дня, и до новых встреч!
смотрите также: