Сантос Дюмон 14 бис - первый экспериментальный самолет Альберто Сантос-Дюмона.
Альберто Сантос-Дюмон, сын бразильского торговца кофе. В 1891 году приехал во Францию и поселился в Париже. Он занялся воздухоплаванием, сначала строил дирижабли, потом занялся конструированием летательных аппаратов значительно тяжелее воздуха.
Летательный аппарат - это биплан типа "утка". Визуально был похож на утку. На биплан он установил двигатель Антуанетте V8 мощностью 50 л. с. Двигатель был установлен на самом конце фюзеляжа сзади за пилотом, который стоял в корзине. К нему крепился толкающий пропеллер.
Самолет управлялся с помощью специальной шарнирной установки. Ею регулировалось рыскание и тангаж. Такая конфигурация стала называться "конфигурация утка". Конструкция была сделана бамбука и сосны. Обшит каркас японским шелком.
Первые попытки испытании летательного аппарата произошли 22 июля 1906 года. Чтоб проверить способность летать самолет был прикреплен к дирижаблю № 14, по этому он стал называться "14 бис". Испытания проходили в Нейи. При испытании чуть не разорвали оболочку дирижабля, в результате испытания были прекращены.
Первая попытка взлететь была предпринята 22 августа 1906 года, но мощности двигателя хватило только на отрыв от земли переднего колеса. Пришлось менять двигатель, но следующие попытки взлета также были неудачными из-за поломки винта.
13 сентября 1906 года Альберто сумел со второй попытки поднять самолет на высоту 70 сантиметров и пролететь 7 метров. При посадке самолет снова сломал пропелер.
23 октября 1906 года А. Сантос-Дюмон совершил полет на 50 метров на высоте 3-5 метров.
12 ноября 1906 года на поле у замка Багатель в Булонском лесу он совершил полет на 82 метра со скоростью 40 км/ч.
В последнем полете этот самолет пролетел 220 метров.
Технические характеристики:
- Пилот - 1,
- Длина - 9,6 м,
- Размах крыльев равен 11,46 м,
- Высота - 3,75 м,
- Площадь крыльев - 52 кв.м,
- Чистый вес - 290 кг,
- Силовая установка - двс Антуанетте V8 50 л. с.,
- Пропеллер - двухлопастной винт,
- Скорость - 40 км/ч.