17,8K подписчиков

10 самых сокрушительных поражений рыцарских армий. Сражение при Бувине

703 прочитали

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал. Он отдал французскому королю-победителю Филиппу II Августу в качестве контрибуции Нормандию, округи Анжу, Турень, Мен и треть владений графства Пуату. Не смирившийся с поражением и утратой своих владений Иоанн принялся за поиск союзников для возобновления войны против короля Франции.

К 1213 году английский монарх сколотил желанную коалицию. В неё (помимо самого Иоанна) вошли Оттон IV – император Священной Римской империи, Фердинанд (Ферран) Португальский – граф Фландрии, Генрих I Смелый – герцог Брабанта и Нижней Лотарингии, граф Рено Булонский, Уильям Длинный Меч (он же граф Солсбери), а также другие знатные сеньоры из Фландрии, Англии, Лотарингии и Вестфалии. Желание поучаствовать в предстоящих грабежах и захватах выразили многие феодалы, обедневшие рыцари и прочие проходимцы со всей Западной Европы.

Оттон IV Брауншвейгский
Оттон IV Брауншвейгский

Филипп II Август также искал союзников, но не среди соседних государств, а из числа французских городов, лишь номинально зависимых от монаршей власти. Горожане охотно принимали сторону короля. Жители французских городов устали от произвола местных феодалов, которые могли запросто взять любой из них приступом и ограбить дочиста.

Король Франции был также заинтересован в обуздании и приведении к подчинению распоясавшихся рыцарей-феодалов. В борьбе против иноземных захватчиков, а также их союзников – местных баронов и «благородных рыцарей», совместно с Филиппом выступили города Центральной и Северо-Восточной Франции.

Филипп II Август
Филипп II Август

Европейские рыцарские армии в начале XIII века имели во многом схожее вооружение и снаряжение. Практически все европейские страны постепенно переходили от панцирей к кольчуге с капюшоном («хауберт»), покрывавшей всё тело и конечности. Поверх такой кольчуги одевали «бригандину» – кожаный кафтан-куртка с вшитыми в неё металлическими пластинками и украшенный всякого рода геральдической символикой.

Шлем имел чаще всего цилиндрическую форму, с плоским, округлым или коническим верхом. Лицо рыцаря защищалось максимально, для глаз и дыхания делались специальные прорези и дырочки, ограничивающие обзор. Пехотинцы предпочитали куполообразные шлемы с расширенными и опущенными полями.

Щиты несколько уменьшились в размерах и приобрели треугольную форму. Они по-прежнему изготавливались из дерева, обшивались кожей, для смягчения удара уплотнялись прослойками конского волоса. Дополнительно щиты снабжались кожаной петлёй-лямкой, позволявшей вешать щит на спину или грудь, что позволяло действовать в бою двумя руками.

Каждый рыцарь обязательно должен был иметь шпоры и пояс. Рыцарское седло становилось похоже на кресло, позволявшее закованному в тяжёлую броню всаднику сидеть, опершись спиной на заднюю луку, одновременно упершись ступнями вытянутых ног в стремена. Латы применялись и для защиты коней, которых покрывали попонами с геральдической символикой. Мечи и копья ещё больше удлинялись и украшались родовыми гербами и девизами.

Действия Филиппа II Августа и его противников накануне сражения
Действия Филиппа II Августа и его противников накануне сражения

Первыми вторглись во Францию англичане, высадившие в мае 1214 года морской десант на берегу Ла-Манша недалеко от стен Пуату. Французский дофин (наследник престола) Людовик (будущий король Людовик VII) разгромил английское войско при Ларош-о-Муан.

В это время армия Оттона IV сосредоточилась в Брюсселе, где к ней присоединились отряды голландцев, фламандцев и прочих наёмников. 26 июля всё это воинство выступило в направлении Валансьена. Вскоре выяснилось, что армия французского короля находится вовсе не Пероне, а в Турнэ, то есть практически в тылу завоевателей.

От местных жителей Филипп Aвгуст узнал примерную численность вражеского войска, а самое главное тот факт, что у Оттона очень много пехоты, но мало конницы. Во французской армии всё было наоборот. Король Франции решил отступить к равнинам города Лилль, где бы он смог в полной мере реализовать преимущество в кавалерии.

Манёвр французского монарха был воспринят в стане врага как признак слабости и нерешительности. Германцы и их союзники быстрым маршем устремились в погоню за «бегущими» французами. 27 июля 1214 года армия Филиппа Августа заняла боевые позиции на правом берегу Марки.

Схема битвы при Бувине 27 июля 1214 года
Схема битвы при Бувине 27 июля 1214 года

На левом крыле, которым командовал епископ Бове, находились бретонские жандармы – наёмники, осуществлявшие функции по охране городов и поддержанию в них правопорядка. Тут же встали отряды графов де Дре, Понтье, Суассона, Гранпре, Намюра, Невера и Осера – всего до 275 конных рыцарей. Здесь же разместилась половина горожан-ополченцев (в ряде источников ХIХ века их называют «коммунальной милицией»).

На правом фланге выстроилась рыцарская конница (около 490 всадников) под общим началом герцога Эда Бургундского и епископа Санлисского Герена. Тут находились 180 рыцарей из Шампани во главе с графом де Реми, отряды графов де Сен-Поля, де Монморанси, де Бомона, де Сансерра, де Малонэ, д Аси, де Марейля, де Гарна, виконта Мелюнского.

Кроме того, имелось 150 легких кавалеристов из аббатства Сен-Медар (Суассон), а также вторая половина городского ополчения. В центре стояли рыцари Франции и Нормандии (около 200 всадников) во главе с королем. В резерве находились 150-200 всадников, охранявших мост, ведущий в Бувин через Марку.

На левом берегу Марки находился отряд Монморанси, в котором были ополченцы Лаона, Бове, Кобри и дворянство из Иль-де-Франса. Это подразделение должно было в критический момент усилить один из флангов. Строй французов растянулся вдоль течения реки на 3-3,5 км, заболоченность которой надёжно прикрывала их фланги.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-5

Численность войска Франции историки и исследователи битв оценивают по-разному. Историк В. Л. Карнацевич исчисляет его в 2000 рыцарей и более 10 000 пехоты. Ганс Дельбрюк считает, что Людовик имел всего до 8000 человек (из них 1500-2000 рыцарей). Историк Горцшанский насчитывает 2000 рыцарей, 7000 оруженосцев и 50 000 пехоты, а Г. Келер – 2500 рыцарей, 4000 лёгкой конницы и 50 000 пехоты.

По данным И. Ермаченко, основанных на сохранившихся списках контингентов, принимавших участие в походе Филиппа II Августа, французская армия состояла из 1200-1300 рыцарей, 300-600 лёгких кавалеристов, 4000-5000 пехотинцев. Итого под началом короля Франции собралось 5500-7000 воинов.

В книге «100 великих битв» под главной редакцией А. Н. Мячина только кавалерия французов оценивается в 15-20 тысяч человек (из них до 5000 тяжёлых всадников), а вся армия Филиппа II Августа – в 60 000 бойцов! Такой по численности армии во Франции не будет до второй половины XVIII века. Истина в этих непростых расчётах, скорее всего, лежит между данными И. Ермаченко и Г. Дельбрюка.

Войско Оттона полностью прибыло к месту битвы примерно в три часа дня. Не разобравшись толком в ситуации, союзники стали опрометчиво с марша вступать в бой. Они по-прежнему были уверенны в собственном численном и профессиональном превосходстве, а также в предстоящей победе.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-6

На правом фланге оказались английские лучники и конные рыцари. Тут же скучились отряды графов Солсбери и Рене Булонского, у первого в основном были рыцари-всадники, а у второго пешие наёмники-брабантцы. Рядом стояли рыцари Лотарингии и Палатината. Левый фланг заняли рыцари и пехотинцы из Фландрии.

В центре в первой линии расположилась германская пехота и наёмники. Во второй линии разместились немецкие рыцари, жандармы из Брауншвейга и отборные рыцари во главе с Оттоном. Пехота из городов Саксонии находилась в резерве.

Количество союзных войск также исчисляется по-разному. Шотландская хроника Мелроза содержит сведения о 200 000 пехоты и 30 000 рыцарей! В книге «100 великих битв» под главной редакцией А. Н. Мячина общая численность армий Оттона и Иоанна II определяется в 130-140 тысяч человек. Российский военный историк Н. П. Михневич и вовсе определяет силы противников Франции в 100-150 тысяч человек.

Такую огромную армию не под силу было собрать всей Западной Европе вместе взятой, не говоря уже только об Англии и Германии. Армии численностью в 50-60 тысяч человек появятся в Европе лишь в XVIII веке. 100-тысячные воинства и более многочисленные армии будут сражаться только в эпоху Наполеоновских войн.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-7

По данным Р. фон Сенса войско Оттона насчитывало 25 000 рыцарей и 80 000 пехоты, у Гоцшанского – тоже всего 105 000 человек (из них 5500 рыцарей и 19 500 конницы). По подсчётам Омана германцы собрали 1500 рыцарей и 40 000 пехоты, по В. Л. Карнацевичу – около 15 000 человек (5000 рыцарей и до 10 000 пехоты).

По данным И. Ермаченко союзники могли собрать до 1500 рыцарей и 7500 пехотинцев – всего около 9000 человек. Г. Дельбрюк предполагал, что Оттон имел не более 8000 человек (из них 1300-1500 рыцарей). То, что силы каждой из сторон не превышали 8000 человек, утверждает и К. Бальгаузен, самый доскональный исследователь сражения при Бувине.

Сражение начали французы. С правого их фланга по приказу канцлера Герена в атаку поскакали конные монахи аббатства Святого Медарда. Фламандцы-рыцари посчитали ниже своего достоинства двигаться навстречу «боевым монахам». Господа подпустили «воинствующих аббатов» к своим позициям, а затем отбросили их без особых усилий.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-8

Чтобы проучить дерзких «духовников» фламандцы погнались за монахами, разметав по пути ополчение из провинции Шампань и округа Пикардия. Рыцари Фландрии рубились так настойчиво и яростно, что взяли вверх даже над бургундской конницей.

Правый фланг Филиппа мог потерпеть окончательное поражение, если бы на помощь герцогу Бургундскому вовремя не подоспел с ополченцами и дворянами де Монморанси. Фланговый удар французских ополченцев смешал ряды фламандцев. Среди них возникла паника, а когда в плен угодил сам граф Фландрский, то они обратились в бегство, бросив своего господина на произвол судьбы.

В этот момент немецкая пехота врезалась в центр французской армии, за ними ударили германские конные рыцари. Войско Филиппа Августа попятилось. Под монархом убили лошадь, он рухнул наземь. Когда Филипп поднялся, то свита его была почти полностью уничтожена.

Теперь уже сами бургундцы, совсем недавно теснимые и гонимые врагом, пришли на помощь королю. Положение выровнялось, а как только по немцам пешим и конным ударил всё тот же «спаситель» де Монморанси, французы сами погнали противника прочь. Не дожидаясь дальнейшего ухудшения стратегической обстановки, Оттон IV и его свита ускакали прочь с поля боя в направлении Валансьена.

Не менее ожесточённая рубка завязалась и на левом крыле французского войска. Наёмники Солсбери и графа Булонского при поддержке брабантцев пытались истребить рыцарей графа Понтье и де Сент-Валери, а также пешее ополчение. После упорного противостояния французы взяли вверх над врагом.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-9

Булонцы и брабантцы были почти полностью изрублены. Граф Солсбери был сброшен с коня, лишившись сознания после удара палицей, нанесённого епископом Бове. Из седла был выбит и граф Булонский. Бегство уцелевших немецких, фламандских и английских рыцарей, потерпевших неудачи по всему фронту, стало финальным аккордом сражения.

Филипп Август и его воинство одержали полную победу. Согласно хроники Мелроза, союзники убитыми потеряли 70 рыцарей и 1000 пехотинцев. По другим данным Оттон лишился 169 рыцарей. О раненых сведений нет, но по статистике битв средневековья их было в 2,5-3 раза больше, чем павших. Общие потери французской армии неизвестны, но они должны быть примерно равными вражеским, то есть 3000-4000 человек.

Во французский плен попали 220 рыцарей (по другим источникам 130 или 300). Реальное число пленных было, несомненно, больше. Простых пленных воинов в те времена редко можно было получить стоящий выкуп, поэтому их обычно не пересчитывали. В числе плененных оказались едва ли не все главные союзники Оттона IV – граф Солсбери, Фердинанд Португальский, Рене Булонский, графы Текленбургский и Рейнский, а также ещё 25 баронов и баронетов.

В средневековых же хрониках и, в написанных на их основе, современных исторических трудах можно встретить совершенно фантастические цифры о потерях обеих сторон. В них говорится про 25 000 человек убитых и 9500 раненых у союзников и 15 000 погибших у французов. Потерь такого масштаба никогда не несла ни одна из воюющих сторон вплоть до общеевропейских коалиционных войн XVII-XVIII вв.

Если взять за основу процентное соотношение потерь, указанных хронистами, то выходит, что Филипп II потерял 25-28 % наличных сил. В количественном выражении это составляет или 2500-2800 человек (при исходной численности французских сил в 8000-10.000 воинов). Коалиция Оттона IV лишилась 25-35 % наличных сил – 2500-3500 человек.

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-10

Франция сохранила неприкосновенность своих владений. Союз короля с городами укрепился и стал мощным внешним и внутренним политическим и военно-экономическим фактором. Именно он позволил Филиппу II стать наиболее авторитетным и влиятельным правителем тогдашней Европы.

Конкуренты французского монарха, претендовавшие на его территории, вслед за военной неудачей под Бувином потерпели и политическое фиаско. Иоанн II Безземельный в 1215 году под нажимом восставших против него английских феодалов был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Этот был первый в истории официальный документ, который положил начало ограничения монархии в Англии. В свою очередь Оттон IV был низложен Фридрихом II Гогенштауфеном, уступив ему корону Священной Римской империи.

Другие публикации цикла «10 самых сокрушительных поражений рыцарских армий» можно прочесть ЗДЕСЬ :

Битва при Легнице

Битва при Мансуре

Битва при Куртрэ

Сражение у горы Моргартен

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)

В начале XIII века между отношения между Францией и Англией в очередной раз резко обострились. Английский король Иоанн Безземельный, затеявший распрю с целью наживы, сам же в итоге и пострадал.-11