Найти тему
Музеи Московского Кремля

Празднование Новолетия

© Музеи Московского Кремля
© Музеи Московского Кремля

В XVI–XVII ВЕКАХ русский праздничный календарь включал православные торжества переходящего и непереходящего циклов, то есть имеющие постоянную дату или день, определяемый по лунному календарю. Самыми важными были Крещение Господне, Светлое Христово Воскресение (Пасха), Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово. Новый год, или Новолетие, как его именовали в допетровское время, отмечали 1 сентября. Покровителем праздника Новолетия был Святой Симеон Столпник Летопроводец. Именно к нему обращались с молитвой русские люди, надеясь на благополучный год.

Икона «Симеон Столпник». Россия,Москва. Живопись -XVIв (живопись) © Музеи Московского Кремля
Икона «Симеон Столпник». Россия,Москва. Живопись -XVIв (живопись) © Музеи Московского Кремля

ЦЕРЕМОНИЯ НОВОЛЕТИЯ устраивалась в Кремле и собирала множество зрителей – горожан и иностранцев, а главными участниками ритуала были царь и патриарх. На площади выстраивались стрелецкие полки и толпились московские дворяне, купцы и иноземные дипломаты. Принимать поздравления от иностранных послов в день Нового года было давней международной традицией. Добрые пожелания правящему монарху – процветания государства и благоденствия подданных были лучшим свидетельством добрых отношений между странами. Музеи Московского Кремля

© Музеи Московского Кремля
© Музеи Московского Кремля

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ ЗАУТРЕНИ в Успенском соборе под звон колоколов глава церкви и государь выходили на Соборную площадь в сопровождении «властей» – знатных бояр и духовенства. На высоком помосте, сооруженном в центре площади, где на трех аналоях помещали два евангелия и икону святого Симеона Столпника, совершался праздничный молебен, после которого произносились взаимные поздравления царя и его подданных, патриарх желал царю здравствовать и одолеть всех «видимых и невидимых врагов». Пожелания благополучного Новолетия сопровождались поклонами: горожане кланялись до земли и произносили многолетие царю, а он в свою очередь отвечал низким поклоном народу.

В следующем лонгриде расскажем о праздновании Рождества в Допетровской Руси.

Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков». Приобрести издание можно на платформе Museum+Marketplace