Давайте честно признаемся — выход настолько увесистых проектов, как Cyberpunk 2077, происходит довольно редко в игровой индустрии. Речь не просто о классе ААА. а о штучных играх, имеющих собственное гравитационное поле, вокруг которого в итоге начинают появляться объекты поменьше. Определить такую игру можно интуитивно, но для доступного понимания можно просто обратиться к календарю релизов и переносов. От Cyberpunk 2077 убежала на 10 ноября Assassin’s Creed Valhalla и было перенесено несколько декабрьских игр, в том числе The Medium, потому что конкурировать нет никакого смысла. С финансовой точки зрения игра стала бомбой. С точки зрения критиков — это действительно новаторская вещь. Но вот техническая часть…
Мы уже привыкли к тому, что новые игры ведут себя по-разному на тех или иных платформах, но в случае с Cyberpunk 2077 мы получили одну из первых игр (Valhalla, Legion, Gods & Monsters, Black Ops Cold War), которая выходит одновременно на девяти консолях и ПК с огромным количеством вариаций сборки. Кроме того, основная часть разработки и полировки игры пришлась на время появления семейства видеокарт RTX 20 Series (а в этом году ещё и вышли RTX 30), так что разработчикам пришлось делать фокус на девайсы с разбросом в 7 лет: от базовой PS4 до самых навороченных компьютеров.
Как итог: на самых мощных карточках игра выглядит как технический прорыв, и скорее всего, на ближайшие годы она станет обязательным бенчмарком в YouTube-роликах, где тестируют новые видеокарты и различные сборки. Но чем сильнее мы отдаляемся от флагманских устройств, которые ещё и находятся в дефиците, тем страшнее становится картина. И если с ПК смотреть на всё нужно индивидуально, учитывая минимальные и рекомендованные системные требования, но с консолями единственным требованием всегда был факт наличия этой самой консоли.
Если игра заявлена на то или иное устройство, то она должна на нём нормально работать. Я сейчас не про качество текстур или обязательную работу в 4K при 60FPS, а про неудобства, влияющие на общее восприятие и комфорт человека, купившего игру. На базовых PS4 и Xbox One играть в Cyberpunk 2077 невозможно: нестабильный фреймрейт, опускающийся до отметки в 15FPS, резкое появление объектов перед носом, вылеты, баги и просто замыленная картинка. Было очевидно, что CD Projekt RED не смогут выдать на старых консолях такой же результат, как на мощных компьютерах, но после слов разработчиков о том, что всё работает на PS4 и Xbox One «удивительно хорошо», люди ждали иной исход.
Я прохожу игру на PS5 и это первая на моей памяти игра, которая за три дня вылетела более 10 раз: во время диалога, во время езды, во время перестрелки, при переходе в фоторежим, при пешей прогулке. Здесь невозможно предугадать, когда игра выдаст очередной краш. Тем не менее, на PS5 она выглядит приемлемо и работает в основном при стабильных 60FPS — смущает только дальность прорисовки, малое количество пешеходов и машин в траффике, заниженное разрешение (1188p) и замыленность изображения. Все советуют отключать в настройках графики хроматическую аберрацию и зерно — посоветую и я, потому что это действительно не даёт глазам сильно уставать. Но если для PS5 и Series X|S обещают графический апгрейд в следующем году, то как быть с остальными устройствами?
Хочется надеяться, что CD Projekt RED смогут отполировать продукт в кратчайшие сроки. Старт пока что задался лишь с финансовой стороны, потому что это всё похоже на кошмар для репутации: низкие пользовательские оценки на Metacritic, большое количество жалоб в сети, запросы рефандов и большая дистанция до финального результата. Наверняка в польской студии аврал, так как команда вчера выкатила хотфикс размером в 17 гигабайт на PlayStation (решил он далеко не все проблемы, так как вылеты продолжаются и с новым патчем).
Можно понять почему Cyberpunk 2077 выглядит и играется именно так. Сложно понять, почему CD Projekt RED вообще допустили выход игры в таком состоянии на консолях (а это 41% от всех предзаказов). Я впервые вижу нечто подобное со времен первого Rage.
По хорошему, нужно было выпускать игру в 2021 году исключительно для ПК, PS5 и Series X|S. Но зависимость от инвесторов и отличная возможность вырулить ситуацию за счет запуска предзаказов позволила CDPR оправдать все творческие риски и сделать Cyberpunk 2077 таким, каким он и получился. И вот у нас две чаши весов: роскошная игра будущего на ПК с дефицитными видеокартами и неиграбельный провал на PS4 и Xbox One, устройствах с базой в 150+ миллионов игроков. Может, в таком случае стоило сосредоточиться на том, что есть у основной массы, а уже потом дорабатывать трассировку и всё остальное? Потому что получилось некрасиво по отношению к тем, кто поверил в студию и слова Адама Кичинского о хорошей производительности на консолях, и заплатил полную цену за игру
UPD: Sony официально подтвердила начало программы по возвращению средств за покупку Cyberpunk 2077 и удалила игру из PS Store до дальнейших обновлений
«SIE стремится к тому, чтобы все наши клиенты были довольны своим игровым опытом, поэтому мы вернем игрокам все средства, потраченные на покупку игры Cyberpunk 2077 в PlayStation Store. SIE также удалит Cyberpunk 2077 из PlayStation Store до следующего уведомления.
Как только мы получим подтверждение, что вы приобрели Cyberpunk 2077 в PlayStation Store, мы начнем процесс возврата средств. Обратите внимание, что процесс возврата может зависеть от способа оплаты и финансового учреждения»
Оформить рефанд можно здесь (https://bit.ly/3h5VkpC), но может все же дождётесь патчей?