Найти в Дзене
girlguns

Феномен 106 или явление ТОЗа народу

Выглядит он достаточно грозно. Фото автора.
Выглядит он достаточно грозно. Фото автора.
-2

Когда я впервые взяла в руки ТОЗ-106, то моя первая мысль была: «Ха, какая смешная гром-палка». Далее последовали размышления о том, что должно было твориться в стране и в мозгах автора этого чуда. Но это только первое впечатление.

Прокатившиеся по стране 90е годы явили к жизни чрезвычайно многое. Новые слова, новые обороты, новые предметы, новые подходы – и новое оружие.

Оружейные заводы, которые жили сытой жизнью на коште Минобороны СССР, а попросту основного заказчика (ОЗ) вдруг были брошены в водоворот дикого рынка с напутствием «Выживай, как можешь». Так было со всеми, и с ТОЗом в том числе.

Завод выпускал всякое и разное для ОЗ, и тысяч 30 единиц ширпотреба в год. Малокалиберные винтовки, двуствольные ружья, полуавтоматы и промысловые болтовики. Что то убегало на экспорт, что то оставалось в стране. И вот эти самые промысловые болтовики дали название легендарному изделию – ТОЗ-106. Он же «обрез», он же «смерть председателя». Выпуск промысловых болтовиков сопровождался некоторой долей брака, имя которому – разностенность. Это когда ствол с одной стороны толще, чем с другой. Это неизбежно при использовании глубокого сверления - той технологии, которой располагал ТОЗ.

Еще со времен Сабанеева разностенность считалась неисправимым пороком. И стволы с разностенностью уезжали на переплавку.

А тут наступила, понимаешь, свобода. И количество преступлений на душу населения, совершаемых «дарагими россиянами» выросло, где в разы, а где и на порядок.

Если до этого народ тащил все, что плохо лежит. Чтобы уложить получше – дома, или там, в гараже, а может, и на даче. То с приходом демократии пропадать стало даже то, что приколочено на совесть. Пропадало, иногда, даже вместе с владельцами имущества.

Естественно, что народ стал вооружаться. Ножи, топоры, обрезки арматуры, велосипедные цепи – все шло в дело, все годилось. И тут кому-то на ТОЗе в голову пришла светлейшая мысль, что, если взять бракованные стволы от МЦ-20-01, коих навалом в траве, у цеха, отпилить лишнее, присобачить складной приклад типа «костыль», напилить из некондиционного дерева каких-никаких ложей, придумать название и запустить на гражданский рынок.

Авось, купят – все равно ничего подобного никто никогда не делал. В смысле обрезы в заводских условиях и в товарном количестве. Дело пошло. Понятное дело, МВД потребовало придумать блокиратор – что и было сделано. Печется оно о здоровье граждан, беспокоится – а ну как кто вздумает обрез под пальто спрятать да по городу ходить? Нельзя, не положено.

Долго ли, коротко ли – изделие вышло в свет – смешное и забавное. Ни одной пластиковой детали, что характерно. Только сталь, только хардкор… ну и немного березы и резины.

Калибр остался прежним, как у родителя - 20х70. Других калибров не было, версии с патронником 20х76 тоже не было.

Затвор и магазин в сравнении с родителем не претерпели никаких изменений. Затвор – просто верх, эталон надежности. Поворотная боевая личинка, два боевых упора, указатель взвода – его автор был явно вдохновлен затвором винтовки Мосина. А вот магазин да… Магазин подгулял.

Конструкция затвора ТОЗ-106
Конструкция затвора ТОЗ-106

Двухместный, полностью стальной. С пластинчатой пружиной, как на Маузере образца 1896 года. Фиксаторы – два подпружиненых уха с выступами. При защелкивании магазина в шахту надо обладать поистине музыкальным слухом. Чтобы расслышать звонкий и внятный двойной щелчок. Это означает, что магазин зафиксировался и не упадет на ногу после первого же выстрела.

Если выпадает – не беда. Достаточно взять плоскую отвертку и подогнуть выступы. Этого хватит на некоторое время. Можно заполнить выступы «холодной сваркой» - этого хватит надолго. Или воспользоваться сваркой электрической, а потом – доработать напильником. Способ самый трудоемкий и самый надежный.

Бывают еще четырехместные магазины. Но их народ не любит. Проблемы с подачей третьего патрона – у большинства. А тозику и не надо большого магазина. Достаточно, чтобы пустой двухместный был на месте. А дальше – бурский ремень на 24 места через плечо и стреляй, вбрасывая патроны в патронник по одному, при открытом затворе. Кормиться с руки умеют только болтовики – да и то не все. И темп стрельбы тозика с одним магазином – опережает темп стрельбы любого полуавтомата с одним магазином. Попробуй-ка побросать патроны в патронник той же Сайги – ничего не выйдет. Нужна третья рука.

В остальном - ТОЗ-106 первое время довольно груб. От общения с ним на руках часто остаются ссадины и царапины. Но если один раз слизать острые углы и притереть затвор, то 106 работает мягко и нежно, не требуя сколько ни будь значительных усилий – перезаряжение буквально двумя пальцами. Стоит только помнить о том, что не стоит гонять снаряженные патроны в режиме тренировки. И не забывать о том, что у 106-го имеется плавный спуск ударника с боевого взвода. Без щелчка. Для этого при разложенном прикладе достаточно просто поднять рукоятку стебля затвора вверх, зажать спусковой крючок и повернуть стебель рукояткой вниз. Указатель взведения при этом спрячется.

Некоторые пытаются обмануть себя, заталкивая третий патрон в патронник и снимая курок с боевого взвода. Так можно, но при этом подпружиненный ударник упирается в капсюль патрона в патроннике. И достаточно не сильного удара или падения оружия – чтобы выстрел-таки произошел.

Еще 106-й следует кормить патронами с минимальной навеской. В 20ом калибре встречаются и традиционные 24 грамма. И не совсем традиционные 29, в привычной 70 мм гильзе.Ствол короткий, отдача получается злая. И скоба больно бьет по указательному пальцу. Стоит отметить, что с правильно подобранными патронами тозику есть, что сказать и на стенде. Правда, дистанции он любит короткие. Шагов 30, не далее. Что в переводе с шагов на метры – означает примерно 20.

Чем болеют тозики? Да, ничем они особо не болеют. Если чистить после каждой стрельбы и толком смазывать – еще и внукам будет, из чего пострелять. Коррозия не съест.

А то, что деревяхи на 106-х колются – так это известная болезнь. Надо внимательно затягивать винты при сборке. Сначала до контакта оба, а потом поочередно, по полоборота, до упора. И следить за их затяжкой.

Однако, несмотря на весьма странный вид и не менее странную биографию и совсем уж странную «кличку» ТОЗ-106 приобрел немало поклонников.

Хобби
3,2 млн интересуются