10 декабря в рамках нашего проекта «Bridge for Salmon», воспользовавшись приглашением Анатолия Александровича Лукина - профессора, доктора биологических наук, заместителя начальника ФГБУ "Главрыбвод" и начальника Федеральный селекционно-генетического центра рыбоводства в пос. Ропша, Ленинградской области приняли участие в плановом мероприятии по выпуску Ладожской палии.
Короткий репортаж о мероприятии
Уверен, даже те, кто неплохо знаком с лососёвой рыбалкой не много знают об этом совершенно необычном виде. Отличном от большинства своих сородичей по лососёвому семейству. И даже те, кто имеет опыт ловли этой рыбы, зачастую не слишком хорошо разбирается в особенностях и жизненных циклах этого вида. Поэтому я решил не ограничиваться отчётом о мероприятии, а чуть больше рассказать о палии и чем интересна эта рыба.
Данный вид часто называют гольцом. Фактически ставя знак равенства между двумя этими видами. Что не совсем верно. Палия представитель семейства лососёвых обитает в больших и глубоких озёрах. Не только в Европейской части материка, но и значительно восточнее. В частности на плато Путорана. Но нас всё же интересуют местные виды.
Помимо Ладоги в европейской части России палия встречается и на Онежском озере, а так же в некоторых других озёрах Карелии и Мурманской области. В частности: Сегозеро, Пяозеро, Топозеро, Ловозеро, Имандра и некоторых других менее известных.
В отличие от других представителей лососёвых, включая и самого гольца, палия всю жизнь проводит в одном водоёме, не совершает протяжённых миграций и не заходит, подобно другим представителям лососёвых, в реки на нерест. Нерестится палия, как и её сородичи по семейству, осенью. Но делает это в прибрежной части родного озера. Выходя на мели и банки с галечным дном. Впрочем, понятие «мели» тут весьма относительное, поскольку глубина в таких местах вполне может превышать 10 метров.
Основную часть жизни эта рыба проводит на большой глубине. Иногда опускаясь на глубины в несколько десятков метров и крайне редко поднимается к поверхности. Благодаря чему ловля этой рыбы крайне трудна и палия редко фигурирует в уловах рыболовов.
Исключение лишь любители подлёдного лова на относительно небольших озёрах. В зимний период они облавливают так называемые «луды», простукивая дно небольшими вертикальными блёснами. Не редко добиваясь хороших результатов.
Лично я впервые держал в руках палию в 2003 году и это была как раз ладожская палия. Средний размер этой рыбы в целом меньше, чем лосося или кумжи. Впрочем, в некоторых местах встречаются и довольно крупные особи. Прежде всего, это касается озёр Плато Путорана, где рыба весом более 10 кг не такая уж и редкость.
В наших краях всё значительно скромнее. И рыба весом более 1,5-3 кг вполне может считаться трофейной. Впрочем, в том же 2003 году нашей команде удалось поймать палию весом 8 кг. Однако с тех пор я лишь однажды слышал о поимке подобной особи в наших краях. 3-5 кг - это максимум.
Если в России палию ловят глубоководным троллингом, используя заглубительные системы, а так же зимой на вертикальные блёсны, то в Швеции ловля этой рыбы очень популярна в летнее время по принципу вертикального джига. Дело в том, что в такой период времени обнаружив места скопления мелкой рыбы можно поймать несколько особей в одной точке. И вертикальный джиг оказывается более эффективным методом, чем троллинг.
Ловля ладожской палии на сегодняшний день находится под запретом. Хотя сравнительно недавно в северной части озера проводили даже соревнования по ловли троллингом, с участием в том числе и экипажей из других стран.
Что характерно, не смотря на схожесть Ладожского и Онежского озёр, именно в Ладоге палия всегда была распространена лучше и гораздо чаще оказывалась в уловах. Хотя и на просторах Онежского озера этот вид тоже встречается.
Что касается выпусков. Данная программа действует в рамках компенсационных выпусков. Распространяясь главным образом на балтийского лосося, сига и палию. Последнюю инкубируют, выращивают до необходимого размера в ропшинском селекционно-генетическом центре рыбоводства.
Общий объём выпускаемых в акваторию Ладожского озера палий составляет 200 тыс. особей ежегодно. В этот раз выпускали всего 3700 штук и это последнее подобное мероприятие в 2020 году. Проводимое в рамках компенсационных мероприятий от ущерба нанесённого деятельностью РОСМОРПОРТА.
Важно отметить, что искусственное зарыбление является крайней мерой. Особенно в отношении лососёвых. Связано это с тем, что каждая популяция имеет свои особенности. В отличие от лосося или кумжи, который нереститься в реках и для каждой реки соответствует своя популяция этой рыбы. В случае с палией подобные различия характерны лишь для популяций из разных озёр. Даже внешние различия имеют место между этими видами на Онеге и Ладоге.
В ропшинском центре рыбоводства содержится маточное стадо именно ладожской палии, что позволяет избежать генетических смешений. Однако выпускать эту же молодь в другие озёра, где уже есть своя пусть и неустойчивая популяция палии - нельзя!
О «нересте» и инкубировании икры ладожской палии я расскажу более подробно в следующий раз.
Деятельность проекта «Bridge for Salmon» направлена на работу по поддержанию и восстановлению исключительно диких популяций лосося и кумжи в реках бассейна Финского залива (Балтийского моря). Работа проходит в тесном взаимодействии с несколькими организациями и структурами, прежде всего в рамках «Водной программы России и Беларуси», при поддержке международной организации «Коалиция чистой Балтики».
Участие в мероприятиях по искусственному зарыблению водоёмов не является основой программы и носит информационный характер.
Следите за новостями проекта по хештегу #bridgeforsalmon или на страницах в соц.сетях
youtube.com/ItodorTV
Instagram @itodortv
Дмитрий Матвеев