Найти в Дзене
История. Факты+мысли

Борис Мордвинов. Опера камерного типа, до и после большого террора

Считается, что пролетарские вожди, во все времена, с большой любовью относились к искусству, а особенно пристально следили за успехами отечественного балета.
В более поздние годы, правда, выяснится, что
бывшие подпольщики, каторжники и арестанты, неожиданно ставшие сильными мира сего, всегда больше тяготели к артисткам этого жанра.
Однако это не мешало им, заметив одобрение на лице вождя, восторженно рукоплескать в конце каждого акта, делая вид, что полюбили оперу еще в первом классе церковно-приходской школы.

С творческой интеллигенцией, у советской власти, тоже всегда были неоднозначные отношения.
С одной стороны, люди искусства услаждали слух руководителей государства, воспевая их несуществующие таланты, с другой, лицедеи и скоморохи всегда были вольнодумцами, а потому доверия не внушали.

Товарищ Сталин любил артистов, но не доверял им. (фото из открытых источников)
Товарищ Сталин любил артистов, но не доверял им. (фото из открытых источников)

Кроме того, после Октябрьского переворота, оказалось, что у работников сцены напрочь отсутствует политическое чутье, и они понятия не имеют, когда можно рассказывать о революции, а когда этого делать не следует.

Например, в 1922 году, режиссер Б.А. Мордвинов, совместно с В.И. Немировичем поставили комедию «Дочь мадам Анго», о суровых нравах французской Директории.
Спектакль имел колоссальный успех у московской публики, но сотрудники Наркомпроса проявили бдительность и вовремя запретили постановку, хотя террор Робеспьера значительно уступал коммунистическому размаху.

Можно было предположить, что тов. Мордвинов одумается, тем более что партия доверила ему ответственный пост главного режиссера Большого театра, но эти надежды не оправдались.

Не прошло и пятнадцати лет, как вздорный хореограф позволил себе еще более дерзкую выходку.
На этот раз гражданин Мордвинов, в грубой саркастической манере отозвался о словах вождя, когда тот оценил новеллу Горького «Девушка и смерть», выше, чем произведение Гете «Фауст».

Этого было вполне достаточно для обвинения в «контрреволюционном подрыве авторитета» Отца народов, но органы госбезопасности, установив слежку, выяснили гораздо более страшные вещи.
Оказалось, что Борис Мордвинов, носящий маску примерного семьянина, тесно общается с женой маршала Кулика, Кирой Симонич и эти встречи
«носят сугубо конспиративный характер».

Следователи НКВД располагали солидной доказательной базой шпионской деятельности обоих фигурантов. (фото из открытых источников)
Следователи НКВД располагали солидной доказательной базой шпионской деятельности обоих фигурантов. (фото из открытых источников)

Когда, благодаря кропотливой работе сотрудников наркомата внутренних дел, было установлено, что женщина, имеющая глубоко враждебное происхождение, имеет контакты с иностранцами, последние сомнения в заговоре отпали сами собой.

Бориса Мордвинова арестовали 15 мая 1940 года, но,
в отличие от расстрелянной гражданки Симонич, его ждал неожиданно мягкий приговор – три года исправительных работ.

Находясь в Воркутлаге, заключенный Мордвинов добился разрешения организовать драматический кружок, по месту отбытия наказания.
Начальник лагеря генерал-майор М.М. Мальцев, сначала скептически оценил инициативу осужденного по 58 статье, но, когда выяснилось, что в условиях Воркуты, набрать труппу из профессиональных актеров, музыкантов и дирижеров удастся гораздо легче и быстрее, чем на воле, препятствовать не стал.

Чтобы увидеть репертуар Большого театра, генералу Мальцеву не нужно было ехать в Москву. (фото из открытых источников)
Чтобы увидеть репертуар Большого театра, генералу Мальцеву не нужно было ехать в Москву. (фото из открытых источников)

После освобождения, Борис Аркадьевич, не имея права на проживание в крупных городах, долгое время занимался любимым делом на сценах провинциальных театров.

Работая в Саратове, он даже удостоился Сталинской премии, за постановку «Золотой петушок», но, несмотря на это, неизменно получал отказ на просьбу вернуться в Москву и воссоединиться с семьей.

Наконец, в конце 1953 года, после неоднократных обращений в различные инстанции, сталинского лауреата вызвали в Москву, для окончательного решения о возможности его проживания в столице.
Борис Аркадьевич приехал к себе домой, вернее, на квартиру, принадлежащей его жене и сыну, 8 декабря 1953 года.
В ту же ночь, он скончался от инфаркта, так и не получив окончательного вердикта высокой комиссии.

В биографии Бориса Мордвинова нет ничего такого, что может вызвать отвращение к советскому режиму.
Стоит ли придавать значение небольшому тюремному сроку, из-за неудачного высказывания относительно главы государства и супружеской измены?
Ведь, в дальнейшем, отступник получил возможность исправиться, и даже был удостоен высокой правительственной награды.
После этого, разве имеет значение, что человек умер, не дождавшись милостивого разрешения жить со своей семьей?
В конце концов, все мы смертны.



ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Женатый холостяк Кремля - Михаил Иванович Калинин

Шестидневная война. Суматоха в Кремле и опасения Брежнева

Ликвидация Гейдриха. Герои, проклятые у себя на родине

Партийные собрания на Северном полюсе

Ветеран войны Джон Кеннеди