В ходе самого смертоносного налета Второй мировой войны 334 американских B-29 сбросили на Токио зажигательные бомбы. За несколько часов они спровоцировали огненную бурю, бушевавшую со скоростью 45 км / ч, унесшую жизни 100 000 человек. человек, и менее миллиона жителей остались без крова. Даже Хиросима и Нагасаки вместе не понесли столько жертв. Этой ночью в марте 1945 года столица Японии превратилась в настоящий ад на Земле.
После нападения на американский флот, дислоцированный в Перл-Харборе, война между США и Японией разгорелась во всей своей жестокости. Удар, нанесенный гордой Америке, требовал немедленной мести. Нет ничего лучше, чем организация быстрой контратаки, не столько против вражеских подразделений, дислоцированных на островах Тихого океана, сколько против его столицы Токио. Именно с этой целью в апреле 1942 г. была создана кавалькада бомбардировщиков под названием «Полковник». Дулиттл. Несмотря на пропагандистские успехи, ни одна из последующих миссий не нанесла Японии столь серьезных военных потерь.
Сжечь сердце Японии
Ковровый налет, запланированный на ночь с 9 на 10 марта 1945 года, должен был отличаться в этом отношении. Не только из-за ожидаемого масштаба урона, но и из-за модификации используемой тактики. Вместо точных промышленных бомбардировок «Летающими крепостями» с большой высоты, американские B-29 должны были снижаться намного ниже, что позволяло им прикрывать плотные городские районы огнем.
Токио был первым из пяти крупнейших японских городов, перед которым поставили задачу сломить моральный дух японцев. Кобе, Нагоя и Осака также подверглись нападениям, из которых Нагоя подвергалась бомбардировкам дважды в неделю. К концу войны более 60 японских городов были стерты с лица земли зажигательными зарядами. Таким образом сбылись слова генерала Георга Маршалла, объявившего в ноябре 1941 года, что в случае войны с Японией «она будет вестись безжалостно, и« Летающие крепости »превратят бумажные города (...) в пепел, даже за счет мирных жителей». .
Рейд на Токио под кодовым названием «Дом собраний» оправдал эти угрозы. После факта казалось, что даже сами американцы были удивлены его масштабом, которые менее чем через месяц после атаки обнаружили, что нет стратегически важных центров, которые можно было бы бомбить обычным способом. К сожалению, основными объектами бомбардировок были не армия и промышленные предприятия, а, как показала реальность, гражданские объекты. Таким образом, предполагалось заставить Японию капитулировать и подавить в ней боевой дух. Как показал опыт атак на Третий рейх, эти прогнозы оказались напрасными. Хотя бомбардировки значительно пошатнули моральный дух, когда шок прошел, японцы остались верны императору Хирохито, и основные военные группировки были готовы продолжить сражение. Однако это не меняет того факта, что более 50 процентов. Токийская промышленность легких вооружений (в основном производящая кронштейны для винтовок) была разбросана по небольшим фабрикам, расположенным в жилых и коммерческих районах Токио. Так командование ВВС США официально обосновало необходимость нанести удар по центру города.
Уборка складов
Помимо стратегических последствий налета на большие расстояния, по крайней мере, с военной точки зрения, зажигательные устройства доказали свою силу, среди прочего. над Токио. Особенно в его центральном районе Шитамати. Решение об их массовом применении было принято как минимум по двум причинам. Во-первых, запасы этого типа бомб в США росли, и они мало пригодились в войне на Тихом океане. Во-вторых, типичная пасмурная погода над Японией затрудняла точную бомбардировку обычными бомбами с 9-10 тысяч метров. метров. По оценкам американского командования, только около 10 процентов были вызваны сильными порывами ветра, разносившими груз во всех направлениях. из них достигли цели.
Генерал-майор Кертис Лемей, ответственный за стратегическую бомбардировочную станцию на Марианских островах XXI, также решил нанести маловысотные воздушные налеты с зажигательными зарядами. По его мнению, тесные, традиционные, деревянные здания японских городов послужили причиной атак такого типа, что повысило «эффективность» бомбардировок. В миссиях B-29 были лишены всего вооружения и систем защиты, только чтобы удвоить их подъемную силу и вес полезной нагрузки. Среди них главную роль сыграли белый фосфор и напалм - новая смесь бензина и липкого геля, изобретенная в Гарвардском университете. Впервые он был использован во время битвы при острове Тиниан 22 июля 1944 года, но именно в Токио напалм показал свою истинную разрушительную силу. Как сказал генерал ЛеМэй пилотам перед началом миссии: «Сегодня вы бросите самый большой фейерверк, который когда-либо видела Япония». Он был прав, хотя грядущие события никак не напоминали карнавал.
В отличие от вышеупомянутых высотных налетов, которые использовались с неоднозначными результатами на протяжении всей войны над Третьим рейхом и Японией, «огневые налеты» проводились даже в несколько раз ниже, на высоте от 600 до 800 метров над целью. Конечно, в нормальных условиях, при эффективной противовоздушной обороне, подобные налеты будут подавлены защитниками. Однако американцы могли позволить себе такую же браваду, поскольку в марте 1945 года японские зенитные силы практически отсутствовали. Примером, иллюстрирующим их бессилие, является тот факт, что за всю атаку только 27 из 334 «Superfortec» были повреждены, разбились или потерялись в столбах дыма, вызванных пожаром.
Как и в Европе, разведывательные самолеты также играли важную роль над Токио, которые, сброшенные перед основным ударом, обозначили позиции наиболее важных целей, создав характерный символ «X» в центре города. Над подготовленной землей пролетели три волны бомбардировщиков, которые за три часа сбросили почти 2000 человек. тонны зажигательных зарядов возле доков и промышленного бассейна имперской столицы. В качестве бомб использовались в основном 230 кг Е-46 с кассетными зарядами в виде 38 снаряженных напалмом ракет М-69. Падая с высоты в несколько сотен метров, они пробили тонкие крыши токийских квартир, через несколько секунд выпустив поток горячего удовольствия. Помимо них уничтожение завершили также более легкие фосфорные бомбы и 45-килограммовый М-47,
Стена пламени
Только за первые два часа атаки 226 атакующих самолетов сбросили свой груз, просто уничтожив остатки обороны города. У Токио не было шансов, и он быстро превратился в ужасающее море пламени. Сочетание физических свойств бомб, малой высоты, с которой они были сброшены, и погодных условий обернулось для жителей города настоящей катастрофой. Отсутствие скоординированных действий по тушению пожаров и наличие большинства деревянных зданий в Токио сделали бушующую огненную бурю невозможной. Из-за сильного ветра он двигался по городу со скоростью до 45 км / ч, как стена пламени.
Судьба, постигшая Гамбург двумя годами ранее, а всего за месяц до операции «Дом собраний» в Дрездене, разделила Японию в несколько раз большем масштабе. При температуре, превышающей 1200 градусов по Цельсию, плавился асфальт и гнулась сталь. Вода в каналах кипела. По самым скромным подсчетам, основанным на плотности населения пострадавших районов города, в результате нападения погибло более 120 000 человек. солдаты и гражданские лица. Для сравнения, в упомянутом Дрездене их было около 25 тысяч. жертвы. Одни только статистические данные означают, что налет на Токио следует считать крупнейшей бомбардировкой Второй мировой войны, в результате которой погибло больше людей, чем при ядерных атаках на Хиросиму и Нагасаки в августе.
Ад, разразившийся в тот день в центре Токио, не поддается описанию. Несмотря на ночь, свечение освещало окрестности города, оно было видно с расстояния в несколько десятков километров. По сообщениям хвостовых пилотов и прекращения обстрела, характерный запах горящих тел поднялся настолько высоко, что они почувствовали его запах в кабинах своих машин. После нескольких часов пожара более 60 процентов. центр Токио и 18 процентов. промышленная зона просто перестала существовать. Это примерно 4100 гектаров выжженной земли. Около 267 тысяч человек обратились в пепел. жилые дома. Для сравнения, после Варшавского восстания немцы снесли меньше 30 процентов. застройки довоенной левобережной части столицы.
Подсчитано, что вся кампания ковровых налетов, включая ядерный удар, предшествовавший капитуляции Японии, в период с марта по август 1954 года унесла жизни более миллиона мирных жителей.