Найти в Дзене
Всем балет!

Куда исчезли Конфитюренбург и фея Драже из балета "Щелкунчик"?

Оглавление

Самая известный музыкальный фрагмент балета "Щелкунчик" - танец феи Драже, который исполнен на удивительном по своему звучанию инструменте - челесте. Чайковский выписал инструмент из Франции, делая все, чтобы до премьеры никто не слышал звучания челесты. Именно таким Мариус Петипа заказал композитору музыку для танца Феи Драже, и Чайковский нашел подходящий инструмент, который справился с задачей: "падение капель воды в фонтанах". Во многих сегодняшних редакциях балета волшебный город Сластей отсутствует, а от феи Драже осталось только название, по которому можно найти эту прекрасную мелодию. Куда они подевались?

Фея Драже и принц Оршад

Действительно, волшебный город Конфитюренбург существовал с самых истоков: у Гофмана, в адаптации Александра Дюма, в либретто Мариуса Петипа. Оживший Щелкунчик приглашает Мари в чудесное путешествие, которое начинается, когда герои переступают дверцу платяного шкафа.

-Это Леденцовый луг, - пояснил Щелкунчик и направился к высоким воротам, казалось, из коричневого мрамора с белыми прожилками. Мари с удивлением обнаружила, что это вовсе и не мрамор, а вкрапленные в пряник изюм и миндаль. Сказочные ворота так и назывались - Изюмно-Миндальными.

Мари по-прежнему думала, что Щелкунчик - это молодой Дроссельмейер, поэтому она обращалась к нему именно так. Герои отправились в путешествие по городу Сластей. На пути они увидели Марципановый замок с башнями из взбитых сливок, шоколадные ворота, пироги-фонтаны, из которых вместо воды били лимонадные струи.

Александра Хитеева и Руслан Стенюшкин - Мари и Принц-Щелкунчик. Фото Александра Ку @kualspb
Александра Хитеева и Руслан Стенюшкин - Мари и Принц-Щелкунчик. Фото Александра Ку @kualspb

В либретто Мариуса Петипа в городе Сладостей главных героев встречают Фея Драже и Принц Оршад (Коклюш) - правители этого сказочного королевства. Именно им была отдана главная музыка, как сказал Петипа, "колоссальное адажио". Как известно, Петипа расписывал для Чайковского размер музыки с точностью до такта, и вот что было написано об этом па-де-де:

8-й танец Па-де-де. Фея Драже с принцем Оршадом. Колоссальное по эффекту адажио - 48 т. Вариация для кавалера 6/8 - 48 т. Вариация для танцовщицы, стеганные 2/4 - 32 т., во время которых надо, чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах. Затем закончить 24 т. очень ускоренными. Кода, еще 88 т. - быстрые 2/4.

Почему фея Драже неуместна?

Согласно правилам балета XIX века, главные герои - это смысловой центр спектакля. Зритель следит за их развитием, сопереживает, наблюдает на протяжении всего балета. Последняя картина - заключение спектакля, кульминационный момент..., который танцуют только что появившиеся герои - фея Драже и принц Оршад. Логично? Не совсем.

В двух главных постановках театров России - Вайнонена и Григоровича - феи Драже и принца Оршада нет, а музыка па-де-де отдана главным героям. Даже в постановке Кирилла Симонова и художника Михаила Шемякина в Мариинском театре, где воссоздан Конфитюренбург как лавка сластей и присутствует фея Драже, музыка адажио необходима для логического завершения истории главных героев и подводке к апофеозу.

Безусловно, фея Драже - это воплощение добра, сказки и всех чудес, которые происходят с Мари и Щелкунчиком в Конфитюренбурге. Но она не принимала активного участия в действии и начинала танцевать только в конце спектакля. Это появление из ниоткуда всего на один номер перед зрителем, с которым не установлен контакт, какой уже есть у исполнителей ролей Мари и Щелкунчика. Кроме того, такая невероятная музыка обязывает к исполнению виртуозного танца, который не совсем уместен в контексте спектакля, ведь ему должно предшествовать развитие героини, а его не было.

Можно предположить, что следующие постановщики отказались от феи Драже именно из-за того, что ее появление было не совсем оправдано по сюжету спектакля, а музыку па-де-де отдали главным героям, которые прошли через испытания, сражения, преодолели дорогу в страну Сладостей.

Что вместо Конфитюренбурга?

В либретто Мариуса Петипа отмечено, что дальнейшее действие в городе Сластей - это "разнообразный дивертисмент": шоколад - испанский танец, кофе - арабский танец, чай - китайский танец, паяцы, леденцы, а в заключение появляется сама фея Драже и принимает участие в танцах. Но сегодня дивертисмент в каждой постановке свой, и сладостей чаще всего нет.

Апофеоз. Постановка В. Вайнонена. Фото Александра Ку @kualspb
Апофеоз. Постановка В. Вайнонена. Фото Александра Ку @kualspb

В постановках театров России можно встретить разную сказочную страну, в которую попали Мари и Щелкунчик. В Пермском театре это Блюмбенбург, а в дивертисменте участвуют гости: французы, итальянцы, русские, китайцы, а королева одаривает всех цветами - начинается Вальс цветов.

В постановке Юрия Григоровича царство, в которое попадают герои - Кукольное, где дивертисмент - это танцы французских, испанских, китайских, индийских и русских кукол. В постановке 1934 года Василия Вайнонена сложно определить, в каком королевстве существуют герои, но идея разных стран и национальностей остается: русские, китайцы, французы... В постановке Кирилла Симонова (художник Михаил Шемякин) - Конфитюренбург - это лавка сластей, в которой происходят удивительные события (дивертисмент).

Какая версия балета "Щелкунчик" нравится вам больше всего? Почему?

🎭 Клара или Мари: как звали главную героиню балета