Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.
Мой любимый, четвертый студийный альбом группы Eloy, выпущенный в 1975 году, представляет собой настоящую рок-оперу, с научно фантастическим сюжетом! В ней рассказывается о Джейми, сыне ученого, который выпивает "разрушающий время" эликсир и оказывается в Париже 1358 года, где встречает местную девушку, и участвует в крестьянском восстании.
А вот что говорил о ''Power And Passion'' Франк Борнеманн: "Основная концепция альбома заключается в том, что помимо технологических достижений и прогресса цивилизации люди продолжают эксплуатироваться другими средствами и формами. Человечество продвинулось в одностороннем порядке. И это социально-политический комментарий".
Франк Борнеманн - гитара, вокал.
Фриц Рэндоу - барабаны.
Манфред Вижорке - орган, электропиано, меллотрон, синтезаторы.
Луитьен Янсен - бас-гитара.
Детлеф Шваар - гитара.
LP (1 C 062-29 602)
Послушать пластиночку можно здесь: https://t.me/Prog_rock_rarities/353
На одном из ресурсов, посвящённых истории рок-музыки, мне попалась замечательная рецензия на этот альбом, от некоего Sentinel. Она показалась мне настолько интересной, что я использовал её почти полностью, немного подредактировав:
"Итак, по музыке, это творение ближе к переходному – уже нет тех затянутых композиций, со сбивчивым ритмичным рисунком, характерных для ранних альбомов, но ещё не пришла та внеземная атмосферность, что имела место в альбомах конца 70х - начала 80-х гг. В угоду концептуальности, продолжительность песен резко сократилась, а количество их увеличилось, наверное, чтобы лучше раскрыть сюжет. В нём присутствуют образы средневековой Франции, и поэтому в мелодиях порой слышны средневековые европейские готические мотивы.
После перевода нескольких тестов, так сказать "на подручных средствах", я уловил общий смысл этого творения:
1. "Introduction" - мощная интродукция, состоящая из органных партий (сразу в памяти возникают фуги Баха), и шикарных хоралов на заднем плане.
2. "Journey into 1358" (Путешествие в 1358 год) - первая минута спокойная и медленная, с органом на заднем плане, похожа на Pink Floyd. В мелодии порой проскальзывают "средневековые" нотки.
Наш герой – обычный юноша, недавно закончивший школу. Он сидит в комнате своего отца-учёного, проводящего очередной эксперимент, и размышляет о своём будущем. Куда податься?! Что делать дальше в жизни?! И сразу после фразы "Where do I go from here?" ("Куда мне идти отсюда?") ритм быстро ускоряется, мелодия ужесточается, вступают органные пассажи. Чем-то это напоминает песню ранних Uriah Heep - "We Got We". Юноша неожиданно чувствует, что он растворяется в воздухе, перед глазами пролетают странные картины. "Это что-то в моем напитке или это я?" - можно предположить, что он случайно принял что-то из отцовских препаратов. Через некоторое время он опускается на какую-то странную местность и видит не менее странную девушку в старинной одежде.
3. "Love Over Six Centuries" (Любовь За Шесть Веков) - 10-и минутный спокойный медленный трек. Герой обещает поведать девушке, откуда он и кто, если, в свою очередь она расскажет ему, ГДЕ он оказался. Далее идёт довольно длинный проигрыш с солирующим органом, который неожиданно взрывается тяжёлым, но очень быстро затухающим, отрывком с гитарными риффами и органными пассажами. Затухая, он переходит во всё ту же спокойную мелодию, а на заднем плане разворачивается столь ожидаемый для парня диалог. Поговорив с девушкой, он узнает, что оказался ни больше ни меньше, как в Париже 1358 года. Кстати, тут мы впервые узнаём, что героя зовут Джейми. Он рассказывает девушке обо всём, что случилось с ним в эту памятную для него ночь.
Оказывается, его отец занимался с веществами, разрушающими время. Джейми предполагает, что, случайно приняв одно из них, он оказался тут. Затем, свою историю рассказывает девушка – ей зовут Жанна, её отец владеет многими акрами земли в этих местах, и правит подвластными крестьянами "железной рукой". Свою дочь же он подумывает выдать замуж за сына соседа-землевладельца, который "ещё хуже". Джейми замечает – "у нас обоих проблемы…может быть, мы можем помочь друг другу?".
Покопавшись, между делом, в карманах, он отыскал, очевидно, что-то типа травки и предложил девушке: "I've got something here... (У меня есть кое-что. Многие мои друзья курят это... Я не думаю, что ты это знаешь... Попробуйте, это помогает в такие моменты..."). Он думает, что это хоть на какое-то время поможет им забыть о стоящих перед ними проблемах. В конце вступает мотив из прошлой песни. Герой надеется, что вместе они смогут побороть свои страхи и найдут способ перейти в "родную" ему эпоху.
4. "Mutiny" (Мятеж) - Отец девушки разрешает герою остаться, но задаёт парню неплохую задачку – хочет использовать его знания "Six hundred years of knowledge sorely earned..." ("Шестьсот лет знаний, полученных...") для защиты от мятежа. Парню же плевать на всё – лишь бы новая подруга была рядом с ним. Дальше появляется слегка ломаный ритм, органные партии снова отдают средневековыми мотивами. Лирика в этом месте не совсем ясна… очевидно, герой, прибыв к месту мятежа, видит армию восставших, понимает, что они, в общем-то, ведут справедливую войну против жестокого землевладельца. Если я правильно понял, он переходит на их сторону и всё, что ему остаётся – сражаться. "Our love drives me on. For you're the only one I can trust" ("Наша любовь движет мной. Потому что ты единственная, кому я могу доверять")- говорит он Жанне. Оставшиеся две с половиной минуты представляют собой тревожный марш с весьма красивыми нежными солирующими гитарами. Очевидно, так изображается битва. Но неожиданно ритм затихает, и вступают мрачные клавиши... затишье…
5. "Imprisonment" (Тюремное заключение) - трек, начинающийся с характерного звона цепей, представляет собой спокойную лиричную балладу без ритм секции, с "народными" мотивами, которую ожидаешь услышать от какого-нибудь средневекового менестреля. Во время сражения герой попадает в плен и оказывается заключённым в темницу. Стражники караулят его день и ночь, прислушиваются к каждому движению. В конце песни Джейми слышит какие-то крики за окном: "Why are those people shouting?" ("Битва проиграна или выиграна?"), а затем шаги на лестнице. Что же ждёт его?! Милость или смерть?!
6. "Daylight" (Дневной свет) - по стилю ближе к старым песням группы. Ударник играет ломаный ритм, звучат довольно жизнерадостные органные партии. Ещё бы - ведь герой отпущен на свободу (очевидно, победила его сторона). Он рад снова видеть дневной свет, рад, что смог попрощаться с оковами. "I see new horizons push my loneliness aside"("Я вижу, как новые горизонты отодвигают мое одиночество") - заявляет он в конце.
7. "Thoughts of Home" (Мысли о доме). Снова звучат лишь бас-гитара и клавиши. Герой мечтает оказаться со своей подругой в "родном" ему времени и находит способ - где-то в долине живёт волшебник, знающийся с нечистой силой. К нему наш юноша и отправляется.
8. "The Zany Magician" (Безумный волшебник) - довольно тяжёлая композиция, попахивает настоящим среднетемповым металлом в лучших традициях раннего творчества Black Sabbath и Judas Priest. Одержимый волшебник довольно злобным голосом заявляет, что "давно ждал его здесь" и предлагает Джейми выпить нового зелья - "The wings of a bat, the blood of a cat, the skin of a rat, it does taste nice..." (Крылья летучей мыши, кровь кошки, шкура крысы, это действительно приятно ..."). Ближе к концу трека тяжёлая ритм гитара исчезает, остаются лишь клавиши и ритм-секция.
9. "Back into the Present" (Назад в настоящее) - как следует из названия, Джейми отправляется обратно в своё время. Правда, тут следует задать весьма логичный вопрос – ПОЧЕМУ он не смог взять с собой столь горячо любимую подругу Жанну?! Не потому ли, что, уже задумывалась вторая часть повествования, и заканчивать раньше времени историю подобной идиллией было просто не в интересах авторов?! Так или иначе, герой летит в настоящее один. Музыкальное оформление трека очень близко к песне французской группы Rockets – "Sci Fi Boogie" - такое же быстрое буги с различными эффектами на заднем плане.
10. "The Bells of Notre Dame" (Колокола Нотр-Дам ) - немного похоже на Pink Floyd. Снова звучит красивое гитарное соло, на фоне органных пассажей на заднем плане. Герой стоит внутри собора Нотр-Дам, и звон колокола напоминает ему о недавнем путешествии; всё это кажется ему каким-то нереальным. И всё бы хорошо, да вот воспоминания о Жанне не дают бедняге покоя. "I wish she were with me, I need her here" ("Я бы хотел, чтобы она была со мной, она мне нужна здесь") - размышляет он в последних строках песни. И далее до конца – один инструментал."
Вот такая вот рецензия от Sentinel. Довольно неплохо, по-моему.
К сожалению, после выхода , ''Power And Passion'', который я считаю вершиной творчества Eloy, группа распалась. Конечно, Франк Борнеманн соберёт новый состав, но это будет совсем другая история...
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Eloy вы можете прочитать у меня здесь:
''Silent Cries And Mighty Echoes'', 1979