В предыдущей статье я рассказала о том, как из-за случайно уплывшей по реке загородки для заездка тайное убежище Лыковых на Абакане было раскрыто и на заимку пришла группа лесников. Они вышли к заездку на реке как раз в тот момент, когда Карп работал на нем. Данила Молоков, бывший в составе группы, сразу признал в рыбаке Лыкова. Лесники двигались к запруде бесшумно, как если бы охотились на зверя, но и Лыков в какой-то момент будто почуял что-то - выпрямился, прислушался к чему-то, неслышному из-за шума реки и повернулся к наблюдателям лицом. А, увидев их, начал молиться.
Когда лесники подошли вплотную, Карп спросил их прямо: "Убивать будете?" Руководитель группы, начальник охраны заповедника Илличевский, чтобы успокоить Лыкова, заверил отшельника, что они пришли просто с проверкой, чтобы узнать, кто живет на запретной территории. Желая как-то наладить разговор, начальник охраны солгал Карпу, что убийцы Евдокима сурово наказаны. Постепенно отшельник успокоился и стал отвечать на вопросы, даже признал, что семья его здесь же, рядом.
Но, когда лесники предложили проводить их к избе и познакомить с остальными членами семьи, Карп опять замкнулся. Сдался он только после прямых угроз задержать его немедленно и отправить в Яйлю, после чего на Абакан будет направлен отряд НКВД, который обыщет каждый кустик и все равно найдет всех. В этом случае детей сразу отправят в интернат, а родителей в лагеря. А Молоков, стоявший рядом, подтвердил, что худого они никому не желают, а просто хотят познакомиться и узнать, сколько народу здесь живет.
Я позволю себе немного отвлечься в рассказе и в нескольких словах поделиться своими мыслями. То, что Карп Осипович согласился привести лесников к избе, мне понятно - думаю, он надеялся, что в этом случае у них еще может быть возможность снова уйти в бега после разговора. Тогда как при условии его немедленного ареста выхода у них уже не было. Мне непонятно другое - с каким упорством (даже с применением сил НКВД!) администрация заповедника разыскивала и изгоняла старообрядцев. Какова была цель? Браконьерство? При тех ограничениях, которые налагает на них вера, много ли они истребят той дичи или рыбы? Думаю об этом давно, но пока так и не нашла внятного ответа.
Возвращаясь к событиям той встречи, Карп повел группу наблюдателей к избе. Появление вооруженных людей привело всю семью в дикий ужас. Савин бросился бежать в тайгу, Акулина упала в обморок, а Наталья пыталась привести мать в чувство, плача и умоляя тоже бежать. (Читая об этом, я сразу вспомнила первую встречу Лыковых с геологами - тогда они тоже молились и плакали, утверждая, что это (люди) им послано за грехи)
Чтобы успокоить старообрядцев, Илличевский отдал приказ разбить лагерь чуть в стороне, а к разговору приступил только на следующее утро. Сергей Усик пишет о том же самом, о чем размышляла выше и я - что эти люди не представляли для заповедника никакой опасности и начальник охраны пришел к тому же выводу. А Данила Молоков, знавший семью Лыковых очень давно, напомнил о том, что он предлагал именно Евдокима Лыкова на должность наблюдателя на Кануйском кордоне, из-за чего, собственно, и случилась трагедия.
Вот и в этот раз Молоков предложил решение вопроса, которое, на мой взгляд, должно было устроить всех. На тот момент администрация заповедника продолжала искать наблюдателя на все тот же Кануйский кордон, потому что яйлинские мужики не хотели уезжать туда на постоянное житье, работали вахтово, а брать кого-то из староверов Тишей на эту должность не хотело уже начальство заповедника. И, если бы на эту должность взяли Карпа Лыкова, то на кордоне был бы порядок, Лыковы продолжали бы жить в заповеднике, а у многих свалился бы с души тяжелый груз после убийства невинного.
Выслушав доводы Молокова, Илличевский согласился с ними и озвучил это предложение Карпу Осиповичу. В следующей статье можно будет узнать, что ответил отшельник на это предложение, подписавшись на мой канал.